Екатеринбург |
|
04 декабря 2012 г. |
Дело N А60-19485/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Гусева О.Г., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральский научно-исследовательский институт лесной промышленности" (ОГРН 1106670034020, ИНН 6670322660) (далее - общество "Уральский НИИ лесной промышленности", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.07.2012 по делу N А60-19485/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Уральский НИИ лесной промышленности" - Камалов Д.Р. (доверенность от 11.01.2012 N 01), Назилова А.М. (доверенность от 15.11.2012 N 01);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) - Гусейнов Э.А. (доверенность от 15.05.2012 N 03-12/08).
Представители Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Уральский НИИ лесной промышленности" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 16.02.2012 N 28260764/16583 (далее - решение инспекции) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и отказа от требований о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 03.04.2012 N 238/12).
Решением суда от 18.07.2012 (судья Присухина Н.Н.) в части заявленных требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области производство по делу прекращено, в остальной части заявленные требования удовлетворены, решение инспекции признано недействительным в части уплаты недоимки в сумме 218 048 руб., начисления пеней в сумме 2439 руб. 52 коп., штрафа в сумме 218 048 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 (судьи Полевщикова С.Н., Васева Е.Е., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Уральский НИИ лесной промышленности" просит указанные судебные акты отменить в части выводов судов о том, что при расчете земельного налога подлежало применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП (далее - постановление Правительства N 1347-ПП), и принять новый судебный акт, которым подтвердить применение к расчету земельного налога постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП (далее - постановление Правительства N 695-ПП). Заявитель ссылается на неправильное применение судами ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), без учета положений постановления Правительства Свердловской области от 14.06.2012 N 648 и письма Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.2011 N 03-05-04-02/20, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению налогоплательщика, суды признали решение инспекции недействительным по иному основанию, нежели указывал налогоплательщик при обращении с заявлением, отклонив доводы и основания заявителя. Постановлением Правительства N 695-ПП установлена значительно меньшая кадастровая стоимость земельного участка общества "Уральский НИИ лесной промышленности", нежели установленная постановлением Правительства N 1347-ПП. Следовательно, постановление Правительства N 695-ПП является актом законодательства о налогах, улучшающим положение налогоплательщика, следовательно, может иметь обратную силу и применяться к правоотношениям с 01.01.2010. При таких обстоятельствах налогоплательщиком правомерно подана налоговая декларация, в которой земельный налог рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка, подтвержденной постановлением Правительства N 695-ПП.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов заявителя жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом 13.10.2011 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год составлен акт от 16.01.2012 N 27892714/29115 и вынесено решение инспекции, которым обществу "Уральский НИИ лесной промышленности" доначислен земельный налог за 2010 год в сумме 218 048 руб., пени по земельному налогу в сумме 2439 руб. 52 коп. и штраф по п. 1 ст. 122 Кодекса в сумме 43 610 руб.
Основанием для указанного доначисления земельного налога, соответствующих пеней и штрафа послужил вывод налогового органа о необходимости применения при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:703008:44 постановления Правительства N 1347-П.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 03.04.2012 N 238/12 решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, общество "Уральский НИИ лесной промышленности" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Разрешая спор, суды исходили из того, что при расчете земельного налога за 2010 год подлежат применению положения постановления Правительства N 695-ПП, а не кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства N 1347-П.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными исходя из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2007.
Судами установлено, что обществу принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 109/пер. Автоматики, 1, доля в праве 89260/129441, кадастровый номер 66:41:703008:44. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства N 1347-ПП в сумме 193 945 170 руб. 25 коп.
Постановлением Правительства N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством. В соответствии с п. 3 данного постановления постановление Правительства N 1347-ПП признано утратившим силу.
Кадастровая стоимость принадлежащего обществу "Уральский НИИ лесной промышленности" земельного участка определена в сумме 154 419 848 руб. 70 коп.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановление Правительства N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
Суды на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств сделали правильный вывод о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2010 год в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства N 1347-ПП.
Вывод судов соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно.
Оснований для переоценки вывода судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании законодательства. Данные доводы предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку в соответствии с подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Кодекса при подаче кассационной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 1000 руб., на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Кодекса излишне уплаченная госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.07.2012 по делу N А60-19485/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральский научно-исследовательский институт лесной промышленности" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Уральский научно-исследовательский институт лесной промышленности" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 08.10.2012 N 538.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановление Правительства N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
Суды на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств сделали правильный вывод о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2010 год в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства N 1347-ПП."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2012 г. N Ф09-11095/12 по делу N А60-19485/2012
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17351/12
13.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17351/12
04.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11095/12
26.09.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9836/12
18.07.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-19485/12