Екатеринбург |
|
27 ноября 2012 г. |
Дело N А76-24520/2011 |
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2012 г. N 18АП-8954/12
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Первухина В.М., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аргаяшское хлебоприемное предприятие" (ОГРН: 1027401480578); (далее - общество, налогоплательщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу N А76-24520/2011 Арбитражного суда Челябинской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Плетнева О.А. (доверенность от 09.02.2012);
общества - Семёнов А.В. (председатель ликвидационной комиссии), Филиппов М.Д. (доверенность от 03.11.2011), Зенец В.Н. (доверенность от 09.10.2012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения от 30.09.2011 N 13-23/42, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области (в порядке процессуального правопреемства произведена замена на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области) в части доначисления земельного налога за 2008 год в сумме 274 213 руб., за 2009 год в сумме 274 213 руб., начисления пеней в сумме 125 452 руб. 49 коп., привлечения к налоговой ответственности, в виде штрафа в сумме 109 725 руб.
Решением суда от 11.04.2012 (судья Белый А.В.) требования общества удовлетворены, решение инспекции признано недействительным в части доначисления обществу земельного налога в общей сумме 548 426 руб., начисления пеней в сумме 125 452 руб. и штрафов в сумме 109 725 руб.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 (судьи Малышев М.Б., Кузнецов Ю.А., Арямов А.А.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанное постановление суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции допущены нарушения п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года. Однако, ни в 2009, ни в 2008 году до общества сведения о стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0201047:12 и 74:02:0201048:33 не доведены. В связи с этим, в целях сдачи декларации по земельному налогу за 2008 и 2009 год для определения размера земельного налога обществом использована кадастровая стоимость земельных участков, содержащаяся в постановлении Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П "О результатах кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" (далее - постановление Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П). Результаты государственной кадастровой оценки земель, содержащиеся в постановлении Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П, представлены как удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков за 1 кв. м с указанием только номера квартала (без указания кадастровых номеров) в разрезе всех основных видов разрешенного использования земель. Учитывая, что в постановлении Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П отсутствует информация о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0201047:12 и 74:02:0201048:33, общество самостоятельно рассчитало их кадастровую стоимость, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и обоснованно выбранного в соответствии с действующим законодательством одного из основных видов разрешенного использования земель - земли сельскохозяйственного использования. Общество отмечает, что земельные участки всегда использовались им для хранения и складирования зерна, в связи с чем они относятся к землям сельскохозяйственного использования в населенных пунктах. Кадастровая стоимость, указанных земельных участков, ошибочно рассчитана органами Роснедвижимости, как земля под промышленными объектами. В материалах дела отсутствуют доказательства, в соответствии с которыми можно отнести указанные земельные участки к землям под промышленными объектами.
По мнению общества, судом апелляционной инстанции не учтено, что порядок выдачи информации о кадастровой стоимости земельных участков на бесплатной основе, закрепленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков", в отсутствие механизма его реализации ограничивал права налогоплательщика, что нарушает положения ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации.
По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции также не учтено, что разрешенное использование принадлежащих обществу земельных участков не менялось, данные участки всегда относились к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Общество отмечает, что вид разрешенного использования земельных участков - "для размещения хлебоприемного предприятия" указан ошибочно, в классификаторе видов использования земель, утвержденном Приказом Роснедвижимости от 27.12.2006 N П/0425, он не предусмотрен. После устранения допущенной неточности указана правильная формулировка вида разрешенного использования земельных участков - "для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции". Судом не дана оценка тому обстоятельству, что общество осуществляет использование указанных земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и использует их для сельскохозяйственного производства, что в полной мере соответствует положениям подп. 1 п. 1 ст. 394 Кодекса в целях использования обществом налоговой ставки в размере 0,2%. Материалы дела не содержат доказательств того, что указанные земельные участки используются налогоплательщиком в иных целях.
На основании изложенного общество считает, что у него имелись все основания для применения налоговой ставки в размере 0,2% при расчете налоговых обязательств по земельному налогу.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оспариваемое постановление суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. По мнению налогового органа, обжалуемое постановление суда является законным и обоснованным; судом апелляционной инстанции исследованы все представленные в материалы дела доказательства и им дана надлежащая правовая оценка.
В отзыве инспекция отмечает, что согласно информации, предоставленной отделом архитектуры и градостроительства Аргаяшского муниципального района Челябинской области, территориальное зонирование населенного пункта с. Аргаяш произведено в соответствии с генпланом (разработан в 1980), в котором спорные земельные участки, расположенные по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, с. Аргаяш, ул. Гагарина, д. 19, учтены как "земли промышленности в границе населенного пункта село Аргаяш". Из кадастровых паспортов спорных земельных участков от 01.11.2005 N 02/05-2-1856 и от 01.11.2005 N 02/05-2-1857 не следует, что эти земельные участки относятся к землям, входящим в состав зон сельскохозяйственного использования. Копии документов, имеющихся в материалах дела, свидетельствуют о том, что записи об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0201047:12 и 74:02:0201048:33 внесены в Единый государственный реестр прав 18.08.2011. По данным Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является хранение и складирование зерна, то есть вид деятельности, не отнесенный к сельскохозяйственному производству. Инспекция считает, что в данном случае обязательные условия для применения обществом налоговой ставки земельного налога в размере 0,2% не выполнены, следовательно, исчисление налога в отношении спорных земельных участков должно производиться по налоговой ставке 1,0%.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества составлен акт от 07.09.2011 N 29 и вынесено решение от 30.09.2011 N 13-23/42 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафа по земельному налогу в общей сумме 109 725 руб., ему предложено уплатить доначисленный земельный налог в общей сумме 548 626 руб. и начисленные в соответствии со ст. 75 Кодекса пени по земельному налогу в сумме 125 452 руб. 49 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 13.12.2011 N 16-07/003547@ решение нижестоящего налогового органа в части доначислений, связанных с перерасчетом налоговых обязательств по земельному налогу, оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Основанием для доначисления обществу сумм земельного налога послужили выводы инспекции о неполной уплате им земельного налога за 2008 год в сумме 274 313 руб. и за 2009 год в сумме 274 313 руб. в результате неправильного его исчисления. В частности, согласно материалам выездной налоговой проверки обществом при расчете земельного налога в налоговых декларациях по земельному налогу за 2008 и 2009 гг. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0201047:12 и 74:02:0201048:33 с видом разрешенного использования "для размещения хлебоприемного предприятия" применена кадастровая стоимость в сумме 5 002 433 руб. и 58 367 руб., соответственно, а также использована налоговая ставка в размере 0,2%. По данным инспекции, кадастровая стоимость спорных земельных участков с учетом информации, полученной от органов Роснедвижимости, составляет 28 067 224 руб. и 376 320 руб., соответственно. Кроме того, по мнению инспекции, в отношении данной категории земельных участков в соответствии с подп. 2 п. 6 Постановления N 42 налогоплательщиком должна быть применена налоговая ставка в размере 1,0%.
Не согласившись с решением инспекции в указанной части, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, придя к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков в предусмотренном порядке не установлена, а спорные земельные участки подпадают под категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Суд апелляционной инстанции решение суда отменил, в удовлетворении заявленных требований обществу отказал, придя к выводу об обоснованности применения налоговым органом кадастровой стоимости, установленной в предусмотренном порядке, и отсутствии оснований для применения налоговой ставки в размере 0,2% при расчете налоговых обязательств общества по земельному налогу, поскольку спорные земельные участки не подпадают ни под условия подп. 1 п. 1 ст. 394 Кодекса, ни под условия подп. 1 п. 6 постановления Совета депутатов Аргаяшского сельского поселения Челябинской области от 15.09.2005 N 42 "Об установлении земельного налога".
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и нормам налогового законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
Пунктом 11 статьи 396 Кодекса определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
По смыслу упомянутых норм надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.
Согласно п. 14 ст. 396 Кодекса (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ), по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, законодатель, Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, имел целью упорядочение доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков, до налогоплательщиков, - в единообразном порядке, учитывая, что, действовавшая ранее, норма п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривала возможность доведения до налогоплательщиков соответствующих сведений, по усмотрению органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" установлено, что, в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Установить, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 г. указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". 2. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, норма п. 14 ст. 396 Кодекса в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ предусматривает, что, именно налогоплательщик должен проявить инициативу в целях получения информации о кадастровой стоимости земельного участка, в целях налогообложения, тогда как, ранее, инициативу в доведении до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков, должны были проявлять органы местного самоуправления.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области, - в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 11.05.2000 N 185 "О государственной кадастровой оценке всех категорий земель на территории Челябинской области".
Постановление Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 22.07.2003 N 83.
Доказательств принятия заявителем мер, связанных с получением информации о кадастровой стоимости спорных земельных участков, обществом не представлено.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области 08.09.2008 представлены в инспекцию сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков. Согласно представленным сведениям на 01.01.2006 по земельному участку кадастровый номер 74:02:0201048:33 кадастровая стоимость составила 376 320 руб., по земельному участку 74:02:0201047:12 - 28 067 224 руб. Разрешенный вид использования определен "для размещения хлебоприемного предприятия". Указанная кадастровая стоимость и разрешенный вид использования земельных участков по сведениям, представленным 16.02.2010, 17.02.2010, 05.03.2010, не изменялись.
Кроме того, инспекцией в качестве дополнительного доказательства о дате оценки кадастровой стоимости и её неизменности в период с 2008-2009 гг. в материалы дела представлено письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отдела по Аргаяшскому району Челябинской области. Согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0201047:12 и 74:02:0201048:33 (равнозначные номера 74:02:02 01 047:0012 и 74:02:02 01 048:0033) оценены в декабре 2006 года, их кадастровая стоимость составляла соответственно 28 067 224 руб. 44 коп. и 376 319 руб. 60 коп. и не изменялась в периоды 2008 - 2010 гг.
Разрешенное использование спорных земельных участков изменено постановлением Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 21.07.2011 N 1523, 1525 как "для размещения зданий, строений и сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции" только в 2011 году.
До 2011 года каких-либо действий со стороны налогоплательщика, направленных на изменение вида разрешенного использования, кадастровой стоимости, не предпринималось, учитывая при этом, что внесение в кадастр соответствующих записей о целевой принадлежности участка, его категории зависит от волеизъявления налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами инспекции о необходимости применения к спорным земельным участкам налоговой ставки 1,0%.
Пунктом 1 статьи 394 Кодекса предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Постановлением Совета депутатов Аргаяшского сельского поселения Челябинской области от 15.09.2005 N 42 ставка земельного налога для прочих земельных участков установлена в размере 1,0% (подп. 2 п. 6).
Поскольку спорные земельные участки предоставлены обществу для размещения хлебоприемного предприятия, то есть не подпадают ни под условия подп. 1 п. 1 ст. 394 Кодекса, ни под условия подп. 1 п. 6 постановления от 15.09.2005 N 42, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для применения налогоплательщиком налоговой ставки в размере 0,2% при расчете налоговых обязательств по земельному налогу и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о том, что им при самостоятельном расчете кадастровой стоимости земельных участков учитывались положения постановления Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П, является несостоятельным, поскольку невозможно при расчете кадастровой стоимости земельных участков, отражаемой в налоговой декларации за 2008 г. (срок представления - 01.02.2009) воспользоваться данными, опубликованными 30.11.2009.
Довод налогоплательщика о том, что сервис "Публичная кадастровая карта" сайта кадастра и картографии по Челябинской области открыт 01.03.2010 является неподтвержденным.
Общество ссылается на отсутствие механизма реализации права на получение информации на бесплатной основе. При этом доказательств отказа в получении бесплатной информации, либо информации о кадастровой стоимости земельных участков на платной основе обществом не представлено.
Кроме того, информация о кадастровой стоимости земельных участков доступна налогоплательщикам не только в информационных ресурсах муниципального образования, но и предоставляется территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по письменному заявлению налогоплательщиков, то есть до даты представления декларации за 2008-2009 гг. налогоплательщик реально мог получить сведения о кадастровой стоимости спорных участков.
Доводы общества, содержащиеся в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу N А76-24520/2011 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аргаяшское хлебоприемное предприятие" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
В.М. Первухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 394 Кодекса предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
...
Поскольку спорные земельные участки предоставлены обществу для размещения хлебоприемного предприятия, то есть не подпадают ни под условия подп. 1 п. 1 ст. 394 Кодекса, ни под условия подп. 1 п. 6 постановления от 15.09.2005 N 42, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для применения налогоплательщиком налоговой ставки в размере 0,2% при расчете налоговых обязательств по земельному налогу и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о том, что им при самостоятельном расчете кадастровой стоимости земельных участков учитывались положения постановления Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П, является несостоятельным, поскольку невозможно при расчете кадастровой стоимости земельных участков, отражаемой в налоговой декларации за 2008 г. (срок представления - 01.02.2009) воспользоваться данными, опубликованными 30.11.2009."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2012 г. N Ф09-10045/12 по делу N А76-24520/2011