Екатеринбург |
|
23 ноября 2012 г. |
Дело N А76-3350/2012 |
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2012 г. N 18АП-9109/12
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2012 г. N 18АП-6727/12
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Мындря Д.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гридневой Н.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2012 по делу N А76-3350/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи, приняли участие представители:
муниципального образования "Южноуральский городской округ" (далее - муниципальное образование) в лице администрации Южноуральского городского округа (далее - администрация) - Анцупова А.Н. (доверенность от 10.01.2012);
Управления Росреестра - Усольцева О.С. (доверенность от 19.01.2012 N 21, удостоверение серии ТО N 040902).
Муниципальное образование в лице администрации (ОГРН: 1027401402401) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Росреестра (ИНН: 7453140418, ОГРН: 1047424555870) о признании недействительным сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.11.2011 N 37/005/2011-374, обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 237,4 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Куйбышева, д. 10.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2012 (судья Наконечная О.Г.) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным сообщение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.11.2011 N 37/005/2011-374. На Управление Росреестра возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 237,4 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Куйбышева, д. 10.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 (судьи Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неполное выяснение судами имеющих существенное значение для дела обстоятельств. Заявитель указывает на то, что в представленных на государственную регистрацию прав документах содержится противоречивая информация относительно подвального помещения аптеки, в связи с чем, как считает Управление Росреестра, в государственной регистрации прав было отказано правомерно.
В отзыве на кассационную жалобу администрация возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 29.07.2011 муниципальное образование в лице администрации обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 237,4 кв. м, кадастровый (условный) номер 74-74-37/005/2011-374, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Куйбышева, д. 10. К заявлению были приложены кадастровый паспорт помещения по состоянию на 14.07.2011, решение Южноуральского городского Совета народных депутатов от 09.04.1992 N 47, выписка из реестра объектов муниципальной собственности от 22.07.2011 N 73, постановление Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).
На основании заявления от 25.08.2011 муниципальным образованием дополнительно представлена справка Комитета по муниципальному имуществу и земельным отношениям о включении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Южноуральск, ул. Куйбышева, д. 10, в реестр муниципальной собственности на основании постановления N 3020-1.
В уведомлении от 18.08.2011 Управление Росреестра сообщило муниципальному образованию о приостановлении государственной регистрации и необходимости представления документов, подтверждающих, что данный объект недвижимого имущества не является общим имуществом в многоквартирном жилом доме, а так же указало на то, что согласно решению Южноуральского городского Совета народных депутатов от 09.04.1992 N 47 по данному адресу расположено два объекта - помещение аптеки N 210 и помещение магазина N 32.
Сообщением от 23.11.2011 муниципальному образованию отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с невозможностью определения на основании представленного заявителем пакета документов обстоятельств того, что данное помещение не является общим имуществом в многоквартирном доме.
Муниципальное образование в лице администрации, полагая, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует нормам права и нарушает его законные интересы, поскольку право муниципальной собственности на помещение возникло на основании постановления N 3020-1, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Оформление передачи объектов, указанных в п. 2 настоящего постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 5 постановления N 3020-1).
В соответствии с п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
На основании имеющихся в материалах дела решения Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/17-М, акта приема-передачи основных средств от 15.02.1993 N 6, Плана приватизации АО "ЮАИЗ", акта приема-передачи от 30.12.1993, решения Южноуральского городского Совета народных депутатов от 09.04.1992 N 47 суд пришел к правильному выводу о том, что право муниципальной собственности на спорное помещение возникло в силу прямого указания закона как на жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (абз. 2 п. 1 Приложение N 3 к постановлению N 3020-1).
В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно п. 1 ст. 17 названного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Как установлено судами, согласно решению Южноуральского городского Совета народных депутатов от 09.04.1992 N 47 в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, включены помещение аптеки N 210 по ул. Куйбышева, 10 и помещение магазина N 32 по ул. Куйбышева, 10.
Из письма Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаизация-Федеральное Бюро технической инвентаризации" от 13.09.2011 N 04/61 следует, что нежилое помещение, расположенное в подвале дома по адресу: г. Южноуральск, ул. Куйбышева, д. 10, использовалось как подсобное помещение аптеки N 210 и предназначено под нежилое помещение для индивидуального собственника.
Так как информация, содержащаяся в названном письме, сообразуется с другими данными, имеющимися в материалах дела, суды не приняли во внимание противоречивые сведения, содержащиеся в письме Областного государственного предприятия "Областной центр технической инвентаризации" по Челябинской области от 01.09.2011 N 134, в письме общества с ограниченной ответственностью "Жилсоюз" от 25.10.2011 N 1076.
Суды пришли к правильному выводу о том, что представленные муниципальным образованием на государственную регистрацию документы содержали необходимую для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности информацию, включая идентифицирующие характеристики спорного помещения, в связи с чем истребование Управлением Росреестра дополнительных документов и отказ в государственной регистрации права в связи с невозможностью установить, не относится ли данное помещение к общему имуществу собственников квартир жилого дома, правомерно признано судами незаконным.
Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2012 по делу N А76-3350/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 17 названного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним")."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2012 г. N Ф09-11427/12 по делу N А76-3350/2012