Екатеринбург |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А60-44004/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Лазарева С.В., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании на основании определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2012 N ВАС-12174/12 о направлении дела в арбитражный суд кассационной инстанции надзорную жалобу администрации Невьянского городского округа (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.03.2012 по делу N А60-44004/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Середкина Л.М. (доверенность от 10.01.2012 N 8),
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) - Битюкова Е.В. (доверенность от 01.11.2012 N 17-01-82/13527).
Определениями Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.12.2012 удовлетворено заявление судьи Купреенкова В.А. о самоотводе от рассмотрения данного дела в соответствии со ст. 21, 24, 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и произведена замена судьи Купреенкова В.А. на судью Лазарева С.В.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству об исключении из реестра государственного имущества Свердловской области помещений общей площадью 421,0 кв. м, расположенных по адресу: г. Невьянск, ул. Кирова, д. 1, реестровый номер 2У001 14, и помещений общей площадью 308,0 кв. м, расположенных по адресу: г. Невьянск, ул. Ленина, д. 20, реестровый номер 2У01214 (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Невьянскому району (далее -Управление соцзащиты), муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница Невьянского городского округа" (ныне государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Невьянская центральная районная больница"), государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Невьянского района" (далее - учреждение соцобслуживания).
Решением суда первой инстанции от 07.03.2012 (судья Ефимов Д.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2012 N ВАС-12174/12 отказано в передаче дела N А60-44004/2011 Арбитражного суда Свердловской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 07.03.2012 и постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 и дело направлено на рассмотрение в Федеральный арбитражный суд Уральского округа для проверки в порядке кассационного производства правильности применения норм права.
В жалобе, направленной в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и неприменение положений Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О. Заявитель указывает на отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорного имущества в собственность Свердловской области и считает, что оснований для включения данного имущества в реестр государственной собственности Свердловской области у министерства не имелось. Кроме того, заявитель ссылается на неопределенность объекта, подлежащего передачи, поскольку в Постановлении Правительства Свердловской области отсутствуют сведения о номерах передаваемых помещений.
В отзыве на кассационную жалобу министерство указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, на основании решения Малого совета Невьянского городского Совета народных депутатов от 27.08.1992 N 123, выписки из реестра Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Невьянский район" от 27.09.2000 N 215/в, удостоверения о государственной регистрации от 04.03.1999 N 37 произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования "Невьянский район" на здание нежилого назначения, литера А, общей площадью 1984, 4 кв. м, расположенное по адресу: Свердловская обл., г. Невьянск, ул. Кирова, д. 1, что подтверждается соответствующим свидетельством от 10.10.2000.
Земельный участок с кадастровым номером 66:15:54:03:013:009 под указанным зданием принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 30.11.2000.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.09.2000 произведена государственная регистрация права оперативного управления муниципального учреждения здравоохранения Центральная районная больница Невьянского городского округа на нежилое помещение N 73 общей площадью 1038,5 кв. м, расположенное по адресу: Свердловская обл., г. Невьянск, ул. Ленина, д. 20.
На основании решения Малого совета Невьянского городского Совета народных депутатов от 27.08.1992 N 123, выписки из реестра Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Невьянский район" от 20.04.2000 N 92/в зарегистрировано право муниципальной собственности Невьянского городского округа на нежилое помещение N 73, общей площадью 1038,5 кв. м, 1-й этаж, назначение: лечебно-санитарное, расположенное по адресу: Свердловская обл., г. Невьянск, ул. Ленина, д. 20, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 31.05.2011.
Правительством Свердловской области издано постановление от 14.12.2005 N 1057-ПП "О приеме муниципальных учреждений и имущества муниципальных образований в Свердловской области, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Свердловской области для осуществления полномочий органов государственной власти Свердловской области".
Согласно приложению N 2 к указанному постановлению в собственность Свердловской области безвозмездно переданы, в том числе помещения общей площадью 421 кв. м, расположенные в здании, находящемся по адресу: г. Невьянск, ул. Кирова, д. 1, и помещения общей площадью 308 кв. м, расположенные в здании по адресу: г. Невьянск, ул. Ленина, д. 20.
Указанное имущество 30.06.2006 принято министерством в собственность Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.02.2007 N 140-ПП за областными государственными учреждениями и территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области на праве оперативного управления закреплены объекты государственного казенного имущества Свердловской области.
Согласно п. 40, 41 приложения к названному постановлению помещения площадью 421,0 кв. м, расположенные в здании, находящемся по адресу: г. Невьянск, ул. Кирова, д. 1, переданы в оперативное управление Управлению соцзащиты, а помещения общей площадью 308,0 кв. м, расположенные в здании, находящемся по адресу: г. Невьянск, ул. Ленина, д. 20, - в оперативное управление учреждения соцобслуживания.
В соответствии с приказом министерства от 10.04.2007 N 779 названные помещений исключены из реестра государственного казенного имущества Свердловской области, закреплены за Управлением соцзащиты и учреждением соцобслуживания на праве оперативного управления и переданы им по актам приема-передачи от 08.06.2007.
Согласно выпискам из реестра государственного имущества Свердловской области от 16.09.2011 N 78-15699 и от 25.08.2011 N 78-11674 нежилые помещения общей площадью 308 кв. м, расположенные по адресу: г. Невьянск, ул. Ленина, д. 20, и нежилые помещения общей площадью 421 кв. м, расположенные по адресу: г. Невьянск, ул. Кирова, д. 1, включены в реестр государственного имущества Свердловской области N 2У01214.
Администрация, ссылаясь на то, что названные помещения были переданы в собственность Свердловской области без согласования с муниципальным образованием и без подписания акта их приема-передачи, в связи с чем право собственности на данное имущество у Свердловской области не возникло, обратилось с требованием об исключении этих объектов из реестра государственной собственности Свердловской области.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из того, что избранный истцом способ защиты права не приведет к его восстановлению.
Способы защиты гражданских прав определены ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из положений указанной статьи, нарушенное право может быть защищено только тем способом, который предусмотрен в законе. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В силу ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решение о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации принимается уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, и является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Право собственности на передаваемое имущество возникает с даты, установленной в таком решении.
Приняв во внимание, что спорное имущество включено в реестр государственной собственности Свердловской области на основании постановления Правительства Свердловской области от 14.12.2005 N 1057-ПП, которое не отменено и не признано недействительным, суды пришли к верному выводу о том, что исключение имущества из указанного реестра само по себе не повлечет восстановление прав истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения (п. 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у судов не имелось.
Ссылки на отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу объектов недвижимости в собственность Свердловской области и на неопределенность объектов, подлежащих передаче, подлежат отклонению, поскольку предметом рассматриваемого спора оспаривание решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти о передаче спорного имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации не является.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.03.2012 по делу N А60-44004/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 по тому же делу оставить без изменения, жалобу администрации Невьянского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решение о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации принимается уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, и является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Право собственности на передаваемое имущество возникает с даты, установленной в таком решении.
Приняв во внимание, что спорное имущество включено в реестр государственной собственности Свердловской области на основании постановления Правительства Свердловской области от 14.12.2005 N 1057-ПП, которое не отменено и не признано недействительным, суды пришли к верному выводу о том, что исключение имущества из указанного реестра само по себе не повлечет восстановление прав истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения (п. 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав")."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2012 г. N Ф09-11588/12 по делу N А60-44004/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11588/12
10.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12174/12
22.05.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3924/12
07.03.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-44004/11