Екатеринбург |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А60-15786/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Купреенкова В.А., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2012 по делу N А60-15786/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Департамента - Злоказова Е.А. (доверенность от 10.02.2012 N 24-01-95592/12),
открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество "ТГК-9") - Калашникова Ю.И. (доверенность от 04.05.2012).
Общество "ТГК-9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду лесного участка радиусом 50 метров от скважины N 3э, расположенного в квартале 36 Березовского участка Березовского участкового лесничества государственного учреждения Свердловской области "Березовское лесничество", и обязать заинтересованное лицо вынести решение о предоставлении заявителю в аренду лесного участка радиусом 50 метров от скважины N 3э, расположенного в квартале 36 Березовского участка Березовского участкового лесничества учреждения "Березовское лесничество".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Михайлов Владимир Ильич.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2012 (судья Гаврюшин А.Ю.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 (судьи Ясикова Е. Ю., Васева Е.Е., Грибиниченко О.Г.) решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 44 Лесного кодекса Российской Федерации, правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 2111/10, и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель считает, что предоставление спорного лесного участка в пользование двум арендаторам невозможно, поскольку использование обществом "ТГК-9" данного лесного участка предусматривает вырубку лесных насаждений для создания зоны санитарной охраны и будет создавать препятствия для использования этого участка предпринимателем Михайловым В.И., которому лесной участок предоставлен для лесозаготовок.
Как установлено судами, общество "ТГК-9" обратилось к Департаменту с просьбой предоставить в аренду лесной участок, расположенный в квартале 36 Березовского участка Березовского участкового лесничества от 02.02.2012 N 6001-06-6/145, для целей эксплуатации гидротехнического сооружения (водозабор с зоной санитарной охраны).
Цели использования лесного участка и обязанность общества "ТГК-9" по организации защитной зоны подтверждаются лицензией на право пользования недрами СВЕ 02956 ВЭ с приложением N 1, проектом организации зоны санитарной охраны водозаборных скважин N 1э,2э,3э, предписанием Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 13.11.2008.
В письме от 02.02.2012 N 6001-06-6/145 Департаментом в данной просьбе было отказано со ссылкой на то, что указанный лесной участок предоставлен в аренду предпринимателю Михайлову В.И., а вопрос о предоставлении одного лесного участка одновременно разным арендаторам законом не урегулирован.
Общество "ТГК-9", полагая, что действия Департамента не соответствуют положениям Лесного кодекса Российской Федерации, нарушают права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу, что лесное законодательство допускает возможность заключения в отношении одного участка нескольких договоров аренды для использования его в различных целях несколькими пользователями.
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Как предусмотрено ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 названного Кодекса.
В силу ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В части 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены виды использования лесов, в том числе, заготовка древесины, иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 названного Кодекса.
Часть 2 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, если иное не установлено самим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных пунктом 3 названной статьи.
Согласно ч. 1 ст. 44 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов осуществляется в соответствии со ст. 21 данного Кодекса.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (п. 3 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 5 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подп. "а" п. 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, одним из оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка является наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 2111/10).
Как следует из материалов дела, оспариваемые действия по отказу в предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка мотивированы тем, что вопрос о предоставлении одного лесного участка нескольким арендаторам законодательно не урегулирован.
Судами установлено, что спорный лесной участок предоставлен предпринимателю Михайлову В. И. по договору аренды лесного участка от 14.11.2008 N 264 в целях заготовки древесины (приложение N 3 к договору).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, а также приняв во внимание выводы судов, сделанные в рамках рассмотрения дела N А60-11482/2011 по иску общества "ТГК-9" к предпринимателю Михайлову В.И. и Департаменту о признании договора аренды лесного участка от 14.11.2008 N 264 недействительным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предоставление обществу "ТГК-9" в аренду лесного участка в квартале 36 Березовского участка Березовского участкового лесничества для организации зоны санитарной охраны не препятствует совместному использованию данного лесного участка с предпринимателем Михайловым В.И.
Довод Департамента о том, что использование участка обществом "ТГК-9" предусматривает вырубку лесных насаждений для создания зоны санитарной охраны на арендованном участке, и это предполагает возможность использования лесного участка по виду лесопользования, совпадающему с видами лесопользования предпринимателя Михайлова В.И., подлежат отклонению. Доказательств того, что возможное производство обществом "ТГК-9" выборочной рубки лесных насаждений в санитарной зоне создаст препятствия для предпринимателя Михайлова В.И. в заготовке древесины на предоставленном ему лесном участке, значительно превышающем по площади санитарную зону водозабора, Департаментом не представлено. Необходимость установления зоны санитарной охраны водозаборной скважины установлена законодательством.
С учетом изложенного требования общества "ТГК-9" о признании отказа Департамента в предоставлении в аренду лесного участка незаконным судами правомерно удовлетворены.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2012 по делу N А60-15786/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подп. "а" п. 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, одним из оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка является наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 2111/10)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 декабря 2012 г. N Ф09-12253/12 по делу N А60-15786/2012