Екатеринбург |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А60-23660/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З. Г.,
судей Сулейменовой Т. В., Смирнова А. Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2012 по делу N А60-23660/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Битюкова Е.В. (доверенность от 01.11.2012);
общества с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "УКТУС" (ОГРН 1026605758145, ИНН 6674105466; далее - общество) - Савченко А.Ю. (доверенность от 23.07.2012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:31 площадью 44 017 кв. м, расположенного в г. Екатеринбурге, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", равной рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2010 в размере 110 050 000 руб.
Определениями суда от 29.05.2012, от 21.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), министерство.
Решением суда от 30.07.2012 (судья Биндер А.Г.) исковые требования к управлению удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:31, площадью 44 017 кв. м, установлена по состоянию на 01.01.2010 в размере его рыночной стоимости - 110 050 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 (судьи Панькова Г.Л., Виноградова Л.Ф., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель указывает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 423 367 390 руб. 59 коп., так как результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 17.06.2011 N 695-ПП. Министерство считает, что данным требованием общество преследует цель уменьшения размера арендной платы, однако изменение размера арендной платы после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором или законом. Кроме того, по мнению заявителя, установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 необоснованно, поскольку арендная плата, рассчитанная из существующей кадастровой стоимости, уже подлежала оплате в бюджет Свердловской области за прошедший период (2012 год). При этом постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2012 N 648-ПП из п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП исключены слова "по состоянию на 1 января 2010 года", следовательно, отсутствуют основания для установления такой стоимости по состоянию на указанную дату. Министерство также полагает, что нарушений действующего законодательства при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка не допущено.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507001:31 площадью 44 017 кв. м, расположенный в г. Екатеринбурге, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", что подтверждается заключенным между обществом и министерством договором аренды от 27.11.2009 N Т-236/1129, актом приема-передачи земельного участка от 20.11.2009.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании положений постановления Правительства Свердловской области от 17.06.2011 N 695-ПП и составляет 423 367 390 руб. 59 коп.
Обществом с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки" по заданию общества проведена оценка рыночной стоимости названного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, в результате сопоставления которой с существующей кадастровой стоимостью установлено значительное расхождение, что подтверждается представленным в материалы дела отчетом об оценке от 04.05.2012 N 60-12/11, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 110 05 973 руб. 58 коп.
На основании договора от 20.03.2012 N 161/2012, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки" и СРО "Общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков", последней проведена экспертиза на подтверждение стоимости, определенной в отчете, и получено экспертное заключение от 14.05.2012 N 161/2012, в соответствии с которым отчет от 04.05.2012 N 60-12/11 соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, Федеральных стандартов оценки, Свода Стандартов оценки Российского общества оценщиков 2010, технического задания договора на оценку. Выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.
Ссылаясь на то, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) как в прежней, так и в действующей редакции допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного суды правомерно установили кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 110 050 000 руб.
Доказательств иного размера рыночной стоимости спорного земельного участка в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод министерства о том, что общество не является собственником спорного земельного участка и, следовательно, не обладает правом на подачу рассматриваемого иска.
Согласно ст. 6 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом, как правомерно отмечено судом апелляционной инстанции, действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у общества права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
С учетом изложенного довод заявителя об отсутствии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной по состоянию на 01.01.2010, поскольку постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2012 N 648-ПП из п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП исключены слова "по состоянию на 1 января 2010 года", судом кассационной инстанции отклоняется.
Иные доводы заявителя жалобы были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных судами на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2012 по делу
N А60-23660/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 6 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом, как правомерно отмечено судом апелляционной инстанции, действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у общества права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
С учетом изложенного довод заявителя об отсутствии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной по состоянию на 01.01.2010, поскольку постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2012 N 648-ПП из п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП исключены слова "по состоянию на 1 января 2010 года", судом кассационной инстанции отклоняется."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 января 2013 г. N Ф09-14101/12 по делу N А60-23660/2012