Екатеринбург |
|
14 февраля 2013 г. |
Дело N А76-11152/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Столярова А.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2012 по делу N А76-11152/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Полное товарищество "Аксель и компания" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к кадастровой палате с иском о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, на пересечении Свердловского тракта и ул. Черкасская, с кадастровым номером 74:36:0703001:36 площадью 27038 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 45 849 169 руб., определенной по состоянию на 01.01.2010; об обязании внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, равной его рыночной стоимости в размере 45 849 169 руб.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2012 (судья Скобелкин А.П.) исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка площадью 27 038 кв. м с кадастровым номером 74:36:0703001:36, расположенного по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, на перекрестке Свердловского тракта и ул. Черкасская, установлена в размере рыночной стоимости в сумме 45 849 169 руб. по состоянию на 01.01.2010. На кадастровую палату возложена обязанность внести сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере рыночной стоимости в сумме 45 849 169 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 (судьи Карпачева М.И., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами ч. 3 ст. 1, ч. 5 ст. 4, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Заявитель указывает на отсутствие материально-правовых притязаний истца к ответчику. Кадастровая палата считает, что надлежащими ответчиками по делу являются орган местного самоуправления и Правительство Челябинской области, утвердившее результаты кадастровой оценки земельного участка.
Как установлено судами, товарищество является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:0703001:36, расположенного по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, на перекрестке Свердловского тракта и ул. Черкасская, на основании договора купли-продажи земельного участка от 26.08.2011 N 2762/зем.
Из кадастрового паспорта от 19.02.2012 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0703001:36 составляет 141 816 473 руб. 04 коп.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка их рыночной, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. При этом в обоснование заявленных требований товариществом представлен отчет общества с ограниченной ответственностью агентство "Вита-Гарант" (далее - агентство "Вита-Гарант") от 11.04.2012 N 170.12/12-О об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0703001:36 по состоянию на 01.01.2010 составляет 45 849 169 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, определена на основании постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П, и согласно сведениям кадастрового паспорта составляет 141 816 473 руб. 04 коп.
Согласно письму Управления Росреестра N 6032 актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области проведена по состоянию на 01.01.2010.
Истцом в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка агентства "Вита-Гарант" от 11.04.2012 N 170.12/12-О, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0614005:57 по состоянию на 01.01.2010 составляет 45 849 169 руб.
Таким образом, внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно отличается от рыночной стоимости земельного участка, определенной в представленном истцом отчете оценщика.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Товарищество не может воспользоваться механизмом оспаривания кадастровой стоимости, предусмотренным главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Между тем законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В соответствии с экспертным заключением от 12.05.2012 N 26-НП/12-1, выполненным некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация Ассоциации Российских Магистров Оценки", отчет об оценке N 170.12/12-О соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Учитывая отсутствие возражений ответчиков относительно данных, содержащихся в отчете об оценке N 170.12/12-О, и соответствующих доказательств, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что надлежащими ответчиками по делу являются орган местного самоуправления, Правительство Челябинской области, утвердившее результаты кадастровой оценки земельного участка, отклоняются. Судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является кадастровая палата, наделенная функциями органа кадастрового учета.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2012 по делу N А76-11152/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Товарищество не может воспользоваться механизмом оспаривания кадастровой стоимости, предусмотренным главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В соответствии с экспертным заключением от 12.05.2012 N 26-НП/12-1, выполненным некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация Ассоциации Российских Магистров Оценки", отчет об оценке N 170.12/12-О соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2013 г. N Ф09-14314/12 по делу N А76-11152/2012