Екатеринбург |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А34-2025/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Платоновой Е.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курганской области (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.08.2012 по делу N А34-2025/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра) - Шаляпина Ю.Ю. (доверенность от 03.10.2012 N 84);
индивидуального предпринимателя Костромина Андрея Васильевича - Станкевич А.А. (доверенность от 16.04.2012).
Предприниматель Костромин А.В. обратился в Арбитражный суд Курганской области с иском к кадастровой палате о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 7108 кв. м, расположенного по адресу г. Курган, ул. Промышленная, 9, с кадастровым номером 45:25:030605:183, равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012 в размере 798 000 руб. (с учетом принятого арбитражным судом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями Арбитражного суда Курганской области от 11.05.2012, 28.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра, общество с ограниченной ответственностью "Центр оценки" (далее - общество "Центр оценки") и Правительство Курганской области.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.08.2012 (судья Асямолов В.В.) исковые требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Промышленная, 9, с кадастровым номером 45:25:030605:183 площадью 7108 кв. м признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 798 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), ч. 2 ст. 3, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), ст. 65, 71, 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель полагает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка его рыночная стоимость должна быть установлена на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - на 01.01.2010. Кадастровая палата считает заявленное в рамках настоящего спора требование о признании кадастровой стоимости в размере рыночной неисполнимым, поскольку филиал кадастровой палаты не наделен полномочиями по признанию и установлению кадастровой стоимости земельных участков. Кадастровая палата не является надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров.
Как установлено судами, предпринимателю Костромину А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный адресу: г. Курган, ул. Промышленная, 9, кадастровый номер 45:25:030605:183, площадью 7108 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.05.2011 серии 45 АА N 245292.
Из кадастрового паспорта и кадастровой выписки земельного участка следует, что по состоянию на 01.09.2010 (дата внесения сведений в ГКН) кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 4 651 901 руб. 68 коп. Указанная кадастровая стоимость утверждена постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 N 454.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, предприниматель Костромин А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим иском. При этом в обоснование заявленных требований предпринимателем представлен отчет N 27-12 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012, выполненный обществом "Центр оценки", согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 798 000 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, определена на основании постановления Правительства Курганской области от 26.09.2011 N 454 и согласно данным кадастрового паспорта составляет 4 651 901 руб. 68 коп.
Между тем истцом в материалы дела представлен отчет об оценке N 27-12, выполненный обществом "Центр оценки", согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 798 000 руб.
Таким образом, внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно отличается от рыночной стоимости земельного участка, определенной в представленном истцом отчете оценщика.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Предприниматель Костромин А.В. не может воспользоваться механизмом оспаривания кадастровой стоимости, предусмотренным главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Между тем законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Учитывая отсутствие возражений ответчиков относительно данных, содержащихся в отчете об оценке N 27-12, а также принимая во внимание, что доказательств недостоверности названного отчета о рыночной стоимости земельного участка не представлено, ходатайства о назначении экспертизы ответчиком не заявлено, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Ссылка кадастровой палаты на то, что рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - на 01.01.2010, не влечет отмену судебных актов, так как доказательств наличия существенных отличий между рыночной стоимостью земельного участка по состоянию на 01.01.2012 и рыночной стоимостью земельного участка по состоянию на 01.01.2010, ответчиком не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что кадастровая палата не является надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров, был рассмотрен судом апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 10.08.2012 по делу N А34-2025/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Предприниматель Костромин А.В. не может воспользоваться механизмом оспаривания кадастровой стоимости, предусмотренным главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 февраля 2013 г. N Ф09-14350/12 по делу N А34-2025/2012