г. Екатеринбург |
|
05 марта 2013 г. |
Дело N А47-10455/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Татариновой И.А., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (ИНН: 5610042191, ОГРН: 1035605508443; далее - управление, антимонопольный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.10.2012 по делу N А47-10455/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства здравоохранения Оренбургской области (ИНН: 5612074128, ОГРН: 1105658021171; далее - министерство) - Кречетов Е.И. (доверенность от 09.01.2013 N 2).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 04.06.2012 и предписания от 04.06.2012 по делу N 06-05-68/2011.
Решением суда от 12.10.2012 (судья Жарова Л.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (судьи Костин В.Ю., Малышев М.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на ошибочность выводов о недоказанности наличия в действиях министерства фактов нарушения ч. 1, 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерством издано распоряжение от 29.11.2010 N 210, которым на государственное учреждение здравоохранения "Оренбургский информационно-аналитический центр по экспертизе, учету и анализу средств медицинского применения" (далее - учреждение) возложены обязанности по формированию информационно-учетной системы качества лекарственных средств, поступающих и находящихся на территории области в рамках обеспечения населения лекарственными препаратами (п. 1), по ведению необходимых баз данных о качестве и безопасности лекарственных препаратов, поступающих и находящихся на территории области (п. 2.1), осуществлению испытаний, экспертизы, анализа качества лекарственных препаратов в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации (п. 2.2 распоряжения), по организации эффективного использования информации в области обеспечения качества лекарственных средств (п. 2.3), по предоставлению субъектам обращения лекарственных средств необходимых сведений о качестве, эффективности и безопасности препаратов с целью своевременного и оперативного изъятия из обращения недоброкачественных и фальсифицированных препаратов (п. 2.4).
В связи с изданием данного распоряжения закрытое акционерное общество фирма "ЦВ "ПРОТЭК" 25.10.2011 обратилось в управление с заявлением о нарушении министерством требований антимонопольного законодательства, на основании которого приказом управления от 29.11.2011 N 259 в отношении министерства возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 06-05-68/2011 по признакам нарушения ч. 3 ст. 15 Закона N 135-ФЗ.
По итогам рассмотрения данного дела антимонопольным органом вынесено решение от 04.06.2012, которым министерство признано нарушившим ч. 1, 3 ст. 15 Закона N 135-ФЗ (п. 1 решения), что выразилось в установлении непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, в установлении запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, а также в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органа исполнительной власти Оренбургской области, а также решено отменить п. 1, 2.1 распоряжения министерства от 29.11.2010 N 210 (п. 2 решения) и передать материалы дела уполномоченному должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 3 решения).
На основании указанного решения министерству выдано предписание от 04.06.2012 N 06-05-68/2011, которым на министерство возложены обязанности по прекращению нарушений ч. 1, 3 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, а также по отмене п. 3 приказа Главного управления здравоохранения Администрации Оренбургской области от 16.08.2001 N 390 "О сертификации и контроле качества лекарственных средств в Оренбургской области", п. 1 и 2.1 распоряжения министерства N 210 и направлению соответствующей информации в информационно-справочные системы для сведения неопределенного круга лиц в срок до 25.06.2012.
Не согласившись с данными ненормативными актами антимонопольного органа, министерство обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия правовых оснований для признания недействительными оспариваемых решения и предписания управления.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и соответствующими требованиям действующего законодательства.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу ч. 3 ст. 15 Закона N 135-ФЗ запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств, регламентированы Федеральным законом от 12.04.2010 N 61 "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ).
В силу ст. 6 Закона N 61-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств относятся в частности разработка и реализация региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами; установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также осуществление контроля за применением цен на указанные лекарственные препараты.
Согласно положениям Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" отдельные полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы для осуществления органам государственной власти Оренбургской области - организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из Положения о министерстве, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 N 184-ук, следует, что министерство осуществляет государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств на территории Оренбургской области, а также организует централизованное лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
Полномочия министерства по централизованному лекарственному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Таким образом, у министерства имеется предусмотренное ч. 12 ст. 9 Закона N 94-ФЗ право по привлечению независимых экспертов для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом.
Частью 6 ст. 55 Закона N 61-ФЗ аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
При этом министерство в силу постановления Правительства Оренбургской области от 08.11.2010 N 805-п является уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области по формированию информационной системы по учету и анализу обращения средств медицинского применения, в том числе качества лекарственных средств, поступающих и находящихся на территории области в рамках обеспечения населения лекарственными препаратами в целях реализации положений Закона N 61-ФЗ, Закона N 178-ФЗ.
Таким образом, надлежащая реализация вышеуказанных положений нормативных правовых актов министерством возможна при наличии в его распоряжении достоверной оперативной информации о количестве поступивших и находящихся на территории Оренбургской области лекарственных средств.
Суды исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к обоснованному выводу о том, что распоряжение министерства от 29.11.2010 N 210 не устанавливает какие-либо требования к хозяйствующим субъектам (организациям оптовой торговли лекарственными средствами, реализующим лекарственные средства на территории Оренбургской области), не ограничивает права хозяйствующих субъектов на продажу лекарственных средств на территории Оренбургской области.
При этом суды верно отметили, что положения указанного распоряжения направлены на определение перечня видов деятельности, осуществляемых учреждением в целях реализации полномочий органа государственной власти Оренбургской области, в соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", следовательно, ненормативным актом министерства учреждение функциями и правами органа государственного контроля и надзора не наделялось.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях министерства нарушения ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ.
Судами указано на то, что приказ Главного управления здравоохранения Администрации Оренбургской области от 16.08.2001 N 390 "О сертификации и контроле качества лекарственных средств в Оренбургской области" на момент принятия антимонопольным органом решения от 04.06.2012 по делу N 06-05-68/2011 утратил силу, при этом действующими нормативными актами органов исполнительной власти Оренбургской области проведение государственного контроля качества за лекарственными средствами на территории Оренбургской области не предусматривается, государственный контроль качества лекарственных средств посредством ведения единой информационно-учетной системы не ведется.
При этом суды верно указали на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих создание министерством посредством издания распоряжения от 29.11.2010 N 210 ограничения конкуренции или свободы доступа на рынок лекарственных средств хозяйственных субъектов.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях министерства нарушения требований ч. 3 ст. 15 Закона N 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа недействительными, в связи с этим правомерно удовлетворили заявленные министерством требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права суды применили правильно; не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.10.2012 по делу N А47-10455/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами указано на то, что приказ Главного управления здравоохранения Администрации Оренбургской области от 16.08.2001 N 390 "О сертификации и контроле качества лекарственных средств в Оренбургской области" на момент принятия антимонопольным органом решения от 04.06.2012 по делу N 06-05-68/2011 утратил силу, при этом действующими нормативными актами органов исполнительной власти Оренбургской области проведение государственного контроля качества за лекарственными средствами на территории Оренбургской области не предусматривается, государственный контроль качества лекарственных средств посредством ведения единой информационно-учетной системы не ведется.
При этом суды верно указали на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих создание министерством посредством издания распоряжения от 29.11.2010 N 210 ограничения конкуренции или свободы доступа на рынок лекарственных средств хозяйственных субъектов.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях министерства нарушения требований ч. 3 ст. 15 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 марта 2013 г. N Ф09-942/13 по делу N А47-10455/2012