Екатеринбург |
|
01 марта 2013 г. |
Дело N А76-6522/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кузнецова А.Г.,
судей Семеновой З.Г., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.09.2012 по делу N А76-6522/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Компания БИГ" (далее - общество "Компания БИГ") - Хлопцев Ф.Ю. (доверенность от 01.02.2013).
Общество "Компания БИГ" (ОГРН: 1027402174535) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к кадастровой палате (ОГРН: 1027700485757) об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:33:0301 001:24, находящегося по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Советская, 160а, общей площадью 29 124,15 кв. м, на его рыночную стоимость - 9 262 000 руб., а также обязании ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменения стоимости земельного участка (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (ОГРН: 1047424555870), Правительство Челябинской области.
Решением от 14.09.2012 (судья Шумакова С.М.) заявленные требования удовлетворены частично. Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0301 001: 24, площадью 29 124, 15 кв. м, находящегося по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, равная его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 - 9 262 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 (судьи Соколова И.Ю., Пивоварова Л.В., Карпачева М.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ч. 3 ст. 1, ч. 5 ст. 4, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Заявитель указывает на отсутствие материально-правовых притязаний истца к ответчику. Кадастровая палата считает, что надлежащими ответчиками по делу являются орган местного самоуправления и Правительство Челябинской области, утвердившее результаты кадастровой оценки земельного участка.
Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судами, общество "Компания БИГ" на основании договора купли-продажи земельного участка от 15.06.2006 N 2336 является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:33:0301 001:24 площадью 29 124,15 кв. м, находящегося по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 28.05.2010 государственная регистрация права собственности истца произведена 28.05.2010, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись за N 74-74-33/137/2006-207
Из кадастрового паспорта земельного участка усматривается, что по состоянию на 01.01.2010 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 109 865 031 руб. 04 коп.
В письме Управления Росреестра от 01.12.2011 N 7338 по результатам государственной кадастровой оценки земельных участков указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0301 001:24 составляет 109 209 446 руб. 43 коп.
Указанная кадастровая стоимость утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 21.12.2011 N 482-П).
В соответствии с отчетом N 31867/2012 об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Гарант", по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0301 001:24 составляет 9 262 000 руб. 89 коп.
Общество "Компания БИГ", ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влияет на размер уплачиваемого истцом земельного налога, обратилось с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования частично, обосновано исходили из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, определена на основании Постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П и согласно данным кадастрового паспорта составляет 109 865 031 руб. 04 коп.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка N 31867/2012 рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 года составляет 9 262 000 руб. 89 коп.
Таким образом, внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно отличается от рыночной стоимости земельного участка, определенной в представленном истцом отчете оценщика.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
С учетом изложенного суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований частично, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0301 001: 24, площадью 29 124, 15 кв. м, находящегося по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 - 9 262 000 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что он не является надлежащим ответчиком по данному делу отклоняется судом кассационной инстанции. Суды правильно исходили из того, что надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является кадастровая палата, наделенная функциями органа кадастрового учета.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.09.2012 по делу N А76-6522/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кузнецов |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2013 г. N Ф09-571/13 по делу N А76-6522/2012