Екатеринбург |
|
15 марта 2013 г. |
Дело N А60-23608/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Лазарева С.В., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.09.2012 по делу N А60-23608/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Коновалова Э.В. (доверенность от 28.04.2012 N 17-01-82/4905);
общества с ограниченной ответственностью "Спортивный комплекс "Уктус" (далее - общество "Спортивный комплекс "Уктус") - Савченко А.Ю. (доверенность от 23.07.2012).
Общество "Спортивный комплекс "Уктус" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:26 общей площадью 8501 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 16 220 000 руб. (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области.
Решением суда первой инстанции от 07.09.2012 (судья Сергеева М.Л.) исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:26, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно 16 220 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель указывает, что кадастровая стоимость названного земельного участка составляет 34 405 842 руб. 27 коп., так как результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 17.06.2011 N 695-ПП. Министерство считает, что данным требованием общество "Спортивный комплекс "Уктус" преследует цель уменьшения размера арендной платы, однако изменение размера арендной платы после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором или законом. Кроме того, по мнению заявителя, установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 необоснованно, поскольку арендная плата, рассчитанная из существующей кадастровой стоимости, уже подлежала оплате в бюджет Свердловской области за прошедший период (2012 год). При этом постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2012 N 648-ПП из п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП исключены слова "по состоянию на 1 января 2010 года", следовательно, отсутствуют основания для установления такой стоимости по состоянию на указанную дату. Министерство также полагает, что нарушений действующего законодательства при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами, на основании приказа министра по управлению государственным имуществом Свердловской области от 26.11.2009 N 2421 между министерством (арендодатель) и обществом "Спортивный комплекс "Уктус" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 27.11.2009 N Т-232/1129, согласно условиям которого арендатору в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507001:26 площадью 8501 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, в центральной части кадастрового района "Екатеринбургский", под спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения. Договор заключен на срок с 30.11.2009 по 20.11.2029.
Земельный участок передан арендатору по акту от 20.11.2009.
Договор аренды от 27.11.2009 N Т-232/1129 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующей отметкой на договоре.
На основании постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП кадастровая стоимость этого земельного участка определена в размере 34 405 842 руб. 27 коп.
Общество "Спортивный комплекс "Уктус", ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 34 405 842 руб. 27 коп. превышает его рыночную стоимость, которая по состоянию на 01.01.2010 составляет 16 220 000 руб., обратилось в суд с соответствующими требованиями.
В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости истцом представлен отчет общества с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки" от 30.03.2012 N 54-12/11.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суды, оценив представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 30.03.2012 N 54-12/11 общества с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки", приняв во внимание заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 02.05.2012 N 160/2012, согласно которому названный отчет является соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также учтя отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную указанным отчетом, пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:26, определенная на основании постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, существенно превышает его рыночную стоимость, и подлежит установлению в размере 16 220 000 руб., равном рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010, с момента вступления в силу решения суда по рассматриваемому требованию.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод министерства о том, что общество "Спортивный комплекс "Уктус" не является собственником спорного земельного участка и, следовательно, не обладает правом на подачу рассматриваемого иска.
Согласно ст. 6 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у общества права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
С учетом изложенного довод заявителя об отсутствии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной по состоянию на 01.01.2010, поскольку постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2012 N 648-ПП из п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП исключены слова "по состоянию на 1 января 2010 года", судом кассационной инстанции отклоняется.
Выводы судов по рассматриваемому спору соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, и основаны на правильном применении положений ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем ссылка заявителя на неверное установление кадастровой стоимости в размере, равном рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, подлежит отклонению. Для установления факта существенного превышения кадастровой стоимости земельного участка над рыночной стоимостью судам необходимо сравнить оспариваемую кадастровую стоимость с рыночной стоимостью, определенной на дату проведения кадастровой оценки.
Иные доводы заявителя жалобы были предметом исследования судов, и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных судами на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.09.2012 по делу N А60-23608/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
...
Согласно ст. 6 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
...
Выводы судов по рассматриваемому спору соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, и основаны на правильном применении положений ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем ссылка заявителя на неверное установление кадастровой стоимости в размере, равном рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, подлежит отклонению. Для установления факта существенного превышения кадастровой стоимости земельного участка над рыночной стоимостью судам необходимо сравнить оспариваемую кадастровую стоимость с рыночной стоимостью, определенной на дату проведения кадастровой оценки."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 марта 2013 г. N Ф09-497/13 по делу N А60-23608/2012