Екатеринбург |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А07-11562/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Черкезова Е.О., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (ИНН 0275038496, ОГРН 1020202770642; далее - общество "ЭСКБ") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.10.2012 по делу N А07-11562/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "ЭСКБ" - Александров Д.М. (доверенность от 25.12.2012).
От Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "ЭСКБ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202; далее - антимонопольный орган, УФАС по Республике Башкортостан) о признании недействительными решений от 28.03.2012 N А-343/10-11, N А-342/10-11, N А-344/10-11, N А-340/10-11, N А-341/10-11.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - общество "Башкирские распределительные электрические сети"), открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Уфа" (далее - общество "Международный аэропорт "Уфа"), Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, общество с ограниченной ответственность "Нуримановское ЖКХ" (далее - общество "Нуримановское ЖКХ"), муниципальное унитарное предприятие "Нефтекамское межрайонное предприятие электрических сетей" (далее - предприятие "Нефтекамское межрайонное предприятие электрических сетей"), общество с ограниченной ответственностью "Энергоснаб" (далее - общество "Энергоснаб"), общество с ограниченной ответственностью "Бижбулякэнергосервис" (далее - общество "Бижбулякэнергосервис").
Решением суда от 17.10.2012 (судья Решетников С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЭСКБ" просит обжалуемые судебные акты отменить. Заявитель кассационной жалобы полагает, что со стороны территориальных сетевых организаций допущено нарушение п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); отказ указанных организаций не соответствует требованиям п. 24 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Общество "ЭСКБ" указывает, что в соответствии с п. 4 Правил N 861 является потребителем услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем и обратилось в адрес территориальных сетевых организаций с просьбой заключить договор на услуги по передаче электрической энергии. Заявитель кассационной жалобы полагает, что прямой договор с сетевой организацией упрощает порядок расчетов непосредственно с исполнителем, без посредника (общества "БашРЭС").
По мнению общества "Башкирэнерго", изложенному в отзыве, фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нормы права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно.
В представленном отзыве УФАС по Республики Башкортостан также возражает против доводов заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. Антимонопольный орган указывает, что отказ отдельных территориальных сетевых организаций от заключения с обществом "ЭСКБ" договоров оказания услуг по передаче электрической энергии по котловой модели не может нарушать права и законные интересы заявителя и обслуживаемых потребителей электрической энергии, поскольку соответствует заключённым договорам и не создаёт для общества "ЭСКБ" каких-либо препятствий в доступе к услугам по передаче электрической энергии.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Судами установлено, что с 01.01.2011 общество "ЭСКБ" является гарантирующим поставщиком, действующим на территории Республики Башкортостан.
В адрес обществ "Международный аэропорт "Уфа", "Нуримановское ЖКХ", "Энергоснаб", "Бижбулякэнергосервис", МУП "Нефтекамское межрайонное предприятие электрических сетей" обществом "ЭСКБ" направлены для заключения договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с указанием точек поставки потребителей присоединенных к их электрическим сетям и необходимостью учёта при подаче документов для установления тарифа в регулирующий орган изменения схемы договорных отношений.
Указанные общества оставили направленные договоры оказания услуг на передачу электрической энергии без рассмотрения, что послужило основанием для обращения общества "ЭСКБ" в антимонопольный орган с жалобой на неправомерные действия территориальных сетевых организаций.
УФАС по Республике Башкортостан по результатам рассмотрения жалобы приняты решения от 28.03.2012 N А-341/10-11, N А-340/10-11, N А-344/10-11, N А-342/10-11, N А343/10-11, согласно которым в действиях обществ "Международный аэропорт "Уфа", "Нуримановское ЖКХ", "Энергоснаб", "Бижбулякэнергосервис", МУП "Нефтекамское межрайонное предприятие электрических сетей" отсутствуют признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Полагая, что данные решения антимонопольного органа нарушают его права и законные интересы, общество "ЭСКБ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта как несоответствующих п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите кокуренции подлежат установлению одновременно следующие обстоятельства: наличие у субъекта доминирующего положения на хозяйственном рынке; осуществление таким субъектом действий, выразившихся в экономически или технологически не обоснованных отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены нормативными правовыми актами.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены в Правилах N 861.
В соответствии с п. 2 Правил N 861 под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Из содержания п. 4 Правил N 861 следует, что услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно п. 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В силу ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с указанным Федеральным законом. Государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Осуществление хозяйствующим субъектом деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии до установления для данного лица тарифа на услуги по передаче электрической энергии недопустимо.
Суды установили, что согласно письму Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 10.05.2011 на территории Республики Башкортостан с 2009 года устанавливаются единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по котловой модели "котел сверху". На 2012 год также планируется сохранить модель формирования единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии по котловой модели "котел сверху".
Судами также установлено, что письмом от 02.12.2011 N 3536-03 о модели котлового тарифа на 2012 год Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам разъяснил, что в соответствии с п. 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов. С учётом того, что обоснованных предложений по изменению действующих принципов формирования единых котловых тарифов в указанных срок не представлено, вопрос установления предельных уровней тарифов, включающий порядок взаиморасчётов между субъектами регулирования, рассмотрен ФСТ России исходя из принципа формирования единого (котлового) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии - "сверху". В настоящее время Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам осуществляет установление индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2012 год для взаиморасчётов с обществом "БашРЭС" по принципу "котел сверху".
Таким образом, при использовании "котлового" регулирования тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии отсутствуют экономическая и технологическая возможность заключения сетевыми организациями отдельных договоров с гарантирующим поставщиком.
В соответствии с п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым п. 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимая валовая выручка всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Для территориальных сетевых организаций, находящихся в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, единые (котловые) тарифы устанавливаются отдельно.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
При "котловом методе" на территории субъекта Российской Федерации устанавливается единый (дифференцированный по группам потребителей) тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.10.2011 N ВАС-13189/11, покупатели и продавцы электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии на основании указанного единого тарифа, независимо от того через какие сети осуществлялась передача электрической энергии и сколько сетевых организаций участвовало в оказании услуги.
Денежные средства, получаемые от гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций за передачу электрической энергии, должны аккумулироваться у сетевой организации, на которую возложены соответствующие функции с последующей передачей части полученных средств сетевым организациям по установленным для них индивидуальным тарифам. Сетевые организации рассчитываются между собой за оказанные услуги по передаче электрической энергии на основании индивидуальных тарифов.
"Котловой" тариф учитывает расходы всех сетевых организаций. По указанному тарифу осуществляются расчеты только между гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями) и организацией, на которую возложены указанные выше функции по аккумулированию денежных средств за передачу электрической энергии.
Расчеты между данной организацией ("держателем котла") и иными сетевыми организациями осуществляются по установленным для них индивидуальным тарифам.
Таким образом, если в субъекте Российской Федерации используется метод "котлового" регулирования тарифов, то договор на оказание услуг по передаче электрической энергии заключается гарантирующим поставщиком с сетевой организацией, являющейся "держателем" котла, в данном случае обществом "БашРЭС".
Судами установлено, что принятая на территории Республики Башкортостан схема взаимоотношений между гарантирующим поставщиком и электросетевыми организациями не противоречит действующему законодательству и не ущемляет интересы общества "ЭСКБ".
Судами учтено, что согласно п. 9 Правил N 861 договор на оказание услуг по передаче электроэнергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации. В пункте 24 указанных Правил определены основания, при которых сетевая компания вправе отказать в заключении такого договора.
Статьей 426 Гражданского кодекса предусмотрена обязанность коммерческой организации заключать публичные договоры, согласно пункту 3 которой не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить контрагенту соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
В соответствии с п. 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (действовавших в период спорных правоотношений), услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
Суды установили, что на территории Республики Башкортостан действует котловой метод расчёта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, между обществом "БашРЭС", являющейся сетевой организацией и оказывающей услуги по передаче электрической энергии потребителям и энергосбытовым организациям, и третьими лицами фактически сложились договорные отношения.
Судами обоснованно учтено, что понуждение к заключению договора на условиях общества "ЭСКБ" приведет к необходимости изменения существующих отношений, установленных на территории Республики Башкортостан.
Судами сделан правомерный вывод о том, что отказ третьих лиц заключить с обществом "ЭСКБ" договоры является экономически обоснованным и исключает возможность квалификации их действий в качестве нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, обществом "ЭСКБ" в материалы дела не представлено.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Таким образом, принимая во внимание, что обществом "ЭСКБ" не доказана совокупность оснований, предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемых решений антимонопольного органа недействительными, при этом в действиях третьих лиц отсутствуют признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, суды правомерно отказали обществу "ЭСКБ" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества "ЭСКБ", изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.10.2012 по делу N А07-11562/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами сделан правомерный вывод о том, что отказ третьих лиц заключить с обществом "ЭСКБ" договоры является экономически обоснованным и исключает возможность квалификации их действий в качестве нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
...
Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Таким образом, принимая во внимание, что обществом "ЭСКБ" не доказана совокупность оснований, предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемых решений антимонопольного органа недействительными, при этом в действиях третьих лиц отсутствуют признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, суды правомерно отказали обществу "ЭСКБ" в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2013 г. N Ф09-2473/13 по делу N А07-11562/2012