Екатеринбург |
|
27 марта 2013 г. |
Дело N А76-8627/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Столярова А.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - кадастровая палата, заявитель, ответчик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2012 по делу N А76-8627/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Азия-Запад" (далее - общество "Азия-Запад", истец) - Федякина А.Ф. (доверенность от 09.01.2013 N 01).
Общество "Азия-Запад" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к кадастровой палате, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) с требованиями установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0213007:0024 площадью 37 729 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский р-н, ул. Героев Танкограда - ул. Марченко, по состоянию на 01.01.2010 в размере его рыночной стоимости - 15 373 921 руб.; по состоянию на 01.01.2011 в размере его рыночной стоимости - 15 373 921 руб.; по состоянию на 01.01.2012 в размере его рыночной стоимости - 15 373 921 руб. (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 05.06.2012 к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 30.07.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями г. Челябинска, Администрация города Челябинска, закрытое акционерное общество "Карбон-Трейд".
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 28.08.2012 к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Челябинской области.
Решением суда от 05.10.2012 (судья Скобелкин А.П.) исковые требования удовлетворены частично. Кадастровая стоимость земельного участка площадью 37 729 кв. м с кадастровым номером 74:36:0213007:0024, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский р-н, ул. Героев Танкограда - ул. Марченко, установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 15 373 921 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 (судьи Богдановская Г.Н., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит указанные судебные акты отменить в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0213007:0024 по состоянию на 01.01.2010 в сумме 15 373 921 руб., ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права. Заявитель полагает, что его необоснованно привлекли в качестве ответчика по данному делу, поскольку материально-правовые требования к органу, осуществляющему кадастровый учет, не заявлены. Заявитель также указывает, что принятое судом решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о кадастровой стоимости земельных участков в силу ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что заявленные требования связаны с уменьшением налогооблагаемой базы и размера земельного налога, и как следствие, уменьшением местного бюджета, формирование которого относится к полномочиям органа местного самоуправления, надлежащим ответчиком по настоящему спору является орган местного самоуправления. Кроме того, кадастровая палата полагает необходимым привлечь в качестве соответчика Правительство Челябинской области как орган, наделенный полномочиями по утверждению результатов кадастровой оценки.
Вывод судов в части отказа в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0213007:0024 по состоянию на 01.01.2011 и 01.01.2012 ввиду недопустимости установления кадастровой стоимости земельного участка на указанные даты, так как с учётом даты кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2010 последующее внесение изменений в кадастр с учетом рыночной стоимости возможно не ранее 01.01.2013 и не позднее 01.01.2015, сторонами не обжалуется, законность выводов судов в данной части судом кассационной инстанции не проверяется (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Азия-Запад" является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:0213007:0024, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский р-н, ул. Героев Танкограда - Марченко, на основании акта приема-передачи, внесенного участником в качестве вклада в имущество общества "Азия-Запад" от 01.08.2011.
Кадастровая стоимость земельного участка, включенного в реестр, определена на основании государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01.01.2010, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284, и составляет 302 417 176 руб. 79 коп.
На основании отчетов об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011 и по состоянию на 01.01.2012, выполненных закрытым акционерным обществом Региональное агентство оценки "Эксперт", рыночная стоимость земельного участка составила 12 993 893 руб. 12 коп. и 13 156 045 руб. соответственно.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено указанным Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в ГКН вносятся, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Приняв во внимание представленный обществом "Азия-Запад" отчет об определении рыночной стоимости земельного участка N Чел00029713, суды установили, что содержащаяся в ГКН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0213007:0024 существенно превышает рыночную стоимость этого земельного участка, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 15 373 921 руб.
Доказательств иной рыночной стоимости спорного земельного участка в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Ходатайств о назначении экспертизы не заявлялось.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, определенной в отчете по состоянию на 01.01.2010 в размере 15 373 921 руб.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод заявителя об отсутствии у истца материально-правовых притязаний к органу, осуществляющему кадастровый учет; довод о необходимости привлечения к участию в качестве соответчика Правительства Челябинской области противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, а также существу рассмотренного спора, поскольку указанные притязания истца обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, а также наличием у истца в силу ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учёта внесения изменений в ГКН. При этом судом верно отмечено, что, поскольку достоверность и законность нормативного акта, принятого постановлением Правительства Челябинской области, не оспаривается, основания для привлечения Правительства в качестве соответчика в рассматриваемом случае отсутствуют.
Довод заявителя о том, что он является ненадлежащим ответчиком по данному делу, рассмотрен и обоснованно отклонен судами.
Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в ГКН органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в частности, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Такие полномочия в силу ст. 3 Федерального закона "О государственной кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены именно на учреждение "Федеральная кадастровая палата".
Таким образом, кадастровая палата, наделенная функциями кадастрового учета, является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2012 по делу N А76-8627/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области-без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в ГКН органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в частности, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Такие полномочия в силу ст. 3 Федерального закона "О государственной кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены именно на учреждение "Федеральная кадастровая палата"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 марта 2013 г. N Ф09-1201/13 по делу N А76-8627/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1201/13
07.02.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1201/13
05.12.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11854/12
05.10.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-8627/12