Екатеринбург |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А76-16158/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Макарова В.Н.,
судей ВасильченкоН.С., Абозновой О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Катавский цемент" (далее - общество "Катавский цемент") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.11.2012 по делу N А76-16158/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - общество "ПГК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к обществу "Катавский цемент" с исковым заявлением о взыскании 354 000 руб. штрафа за сверхнормативное пользование вагонами; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД").
Решением суда от 26.11.2012 (судья Бахарева Е.А.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 (судьи Махрова Н.В., Рачков В.В., Вяткин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Катавский цемент" просит изменить судебные акты, уменьшить штраф с 354 000 руб. до 205 000 руб., расходы по уплате госпошлины распределить пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что, исходя из смысла ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации и текста заявок N 8, 9, ответчиком было заявлено 150 вагонов равномерно в течение октября 2011 г. и 150 вагонов с 14.10.2011 по 31.10.2011, что составляет 4,8 и 8,3 вагона в сутки, истец же, по мнению ответчика, подавал вагоны неравномерно по дням периода действия заявок, в связи с чем сумма штрафа составляет 205 000 руб. Кроме того, общество "Катавский цемент" указывает на необоснованное неприменение судами п. 5.1, 5.2 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16.06.2003 N 20 "Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как установлено судами, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен договор от 11.04.2011 N ДД/СО-256/11, в соответствии которым исполнитель оказывает услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов заказчика, перевозимых по территории Российской Федерации в вагонах исполнителя, а заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в порядке и объемах, предусмотренных настоящим договором.
В силу п. 3.2 договора заказчиком исполнителю направляется заявка за 10 календарных дней до начала следующего месяца при внутрироссийских перевозках.
Согласно п. 4.2.7 договора заказчик обязуется обеспечить простой вагонов, поданных согласно заявке, на станциях выгрузки не более двух суток.
В соответствии с п. 6.4 договора в случае допущения заказчиком (грузоотправителями, грузополучателями) простоя вагонов сверх сроков, установленных в п. 4.2.7 договора на станции погрузки/выгрузки, исполнитель вправе потребовать от заказчика уплаты штрафа за сверхнормативный простой вагонов в размере 1000 руб. в сутки за каждый вагон.
В соответствии с договором и заявками на перевозку от 22.09.2011 N 8, от 10.10.2011 N 9, от 20.10.2011 N 10 обществу "Катавский цемент" были предоставлены вагоны под погрузку на станции Половинка-Катавская Южно-Уральской железной дороги.
Согласно транспортным железнодорожным накладным, данным автоматизированной системы "ЭТРАН" общества "РЖД" в период с октября по ноябрь 2011 г. ответчиком был нарушен срок простоя на станции погрузки.
Указав, что поскольку сверхнормативный простой вагонов на станции погрузки составил 354 дня, истец начислил ответчику штраф в сумме 354 000 руб. в соответствии с условиями договора.
Ответчик признал простой вагонов на 190 суток, а по 77 вагонам просил об аннулировании штрафа за сверхнормативный простой (письмо от 30.03.2012 N 124/КЦ-752/12).
Поскольку ответчик счет на оплату штрафа на сумму 354 000 руб. не оплатил, истец обратился с исковыми требованиями в суд.
Суд первой инстанции требования истца удовлетворил в полном объеме, исходя из того, что факт нарушения сверхнормативного срока простоя вагонов подтвержден материалами дела, общество "Катавский цемент" доказательств оплаты штрафа не представило.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований для его отмены не установил.
Учитывая, что судебные акты оспорены лишь в части взыскания судами 149 000 руб. штрафа, начисленного истцом за простой 77 вагонов, суд кассационной инстанции в силу п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы.
Всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности транспортные железнодорожные накладные, данные автоматизированной системы "ЭТРАН" общества "РЖД", в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды верно установили, что истец во исполнение договорных обязательств предоставил ответчику вагоны под погрузку (выгрузку), последним не были соблюдены установленные договором сроки использования вагонов на станциях погрузки (выгрузки), сверхнормативный простой составил 354 дня.
Приняв во внимание изложенное, руководствуясь ст. 307, 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", условиями договора, суды пришли к верному выводу о том, что требование истца о взыскании штрафа за ненормативный простой вагонов в сумме 354000 руб. является обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
Довод общества "Катавский цемент" о том, что согласно заявкам N 8, 9, п. 4.2.7 договора общество "ПГК" должно было подавать 4,8 вагона в сутки в течение октября 2011 г. и 8,3 вагона в сутки с 14.10.2011 по 31.10.2011, был предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен им в связи с тем, что указанное условие ни в договоре, ни в заявках ответчика не содержится, предварительный план отгрузок в соответствии с п. 3.1 договора заказчик не представил, суточный план подачи вагонов сторонами не согласован, по итогам октября 2011 г. превышение подачи вагонов сверх заявок не установлено, отказ от принятия вагонов, поданных истцом под погрузку, ответчик не заявлял, номера вагонов, поданных, по мнению заказчика, сверх заявленного количества, указаны без документального подтверждения.
Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), влекущих безусловную отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.11.2012 по делу N А76-16158/12 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Катавский цемент" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Макаров |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе общество "Катавский цемент" просит изменить судебные акты, уменьшить штраф с 354 000 руб. до 205 000 руб., расходы по уплате госпошлины распределить пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что, исходя из смысла ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации и текста заявок N 8, 9, ответчиком было заявлено 150 вагонов равномерно в течение октября 2011 г. и 150 вагонов с 14.10.2011 по 31.10.2011, что составляет 4,8 и 8,3 вагона в сутки, истец же, по мнению ответчика, подавал вагоны неравномерно по дням периода действия заявок, в связи с чем сумма штрафа составляет 205 000 руб. Кроме того, общество "Катавский цемент" указывает на необоснованное неприменение судами п. 5.1, 5.2 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16.06.2003 N 20 "Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом".
...
Приняв во внимание изложенное, руководствуясь ст. 307, 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", условиями договора, суды пришли к верному выводу о том, что требование истца о взыскании штрафа за ненормативный простой вагонов в сумме 354000 руб. является обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 мая 2013 г. N Ф09-3362/13 по делу N А76-16158/2012