Екатеринбург |
|
17 мая 2013 г. |
Дело N А47-9909/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Краснобаевой И.А., Крашенинникова Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балуковой Е.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного предприятия "Оренбургские пассажирские перевозки" муниципального образования "город Оренбург" (далее - предприятие "Оренбургские пассажирские перевозки", предприятие) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А47-9909/2012 Арбитражного суда Оренбургской области.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - регистрирующий орган, инспекция) - Коплан Е.Л. (доверенность от 14.12.2012);
предприятия "Оренбургские пассажирские перевозки" - Миляева Л.Г. (доверенность от 18.03.2013).
Предприятие "Оренбургские пассажирские перевозки" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа от 24.08.2011 N 17111А о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "СтройАвтоРесурс" (далее - общество "СтройАвтоРесурс", общество) в связи с его ликвидацией по решению учредителей.
Определением суда от 09.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ликвидатор общества "СтройАвтоРесурс" Федоровский И.Г.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.10.2012 (судья Сердюк Т.В.) заявленные требования удовлетворены. Решение регистрирующего органа от 24.08.2011 N 17111А о государственной регистрации прекращения деятельности общества "СтройАвтоРесурс" в связи с его ликвидацией признано недействительным. Суд обязал регистрирующий орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 (судьи Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда первой инстанции от 02.10.2012 отменено. В удовлетворении заявленных предприятием "Оренбургские пассажирские перевозки" требований отказано.
В кассационной жалобе предприятие "Оренбургские пассажирские перевозки" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает, что предприятие обращалось к ликвидатору общества Федоровскому И.Г. с претензией от 16.06.2011, то есть на момент подачи заявления о регистрации ликвидации общества "СтройАвтоРесурс" ликвидатору было известно о неисполненных обязательствах общества перед предприятием. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что представленная претензия по форме не соответствует требованию кредитора, которое предъявляется при ликвидации юридического лица, является ошибочным, поскольку действующим законодательством форма требования кредитора не регламентирована, а из содержания претензии следуют требования предприятия о погашении задолженности обществом. Кроме того, обоснованность требования предприятия как кредитора (определение размера задолженности) должна являться предметом рассмотрения суда в рамках искового производства, следовательно, суд в части выводов о недоказанности размера долга общества перед предприятием вышел за рамки предмета данного спора. Факт уведомления ликвидатором предприятия о добровольной ликвидации документально не подтвержден. По мнению заявителя жалобы, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Поскольку при ликвидации общества "СтройАвтоРесурс" установленный ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, заявитель жалобы полагает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные им требования.
Как следует из материалов дела, общество "СтройАвтоРесурс" зарегистрировано в качестве юридического лица 07.11.2006 на основании решения N 1438А.
Между предприятием "Оренбургские пассажирские перевозки" (арендодатель) и обществом "СтройАвтоРесурс" в лице директора Федоровского И.Г. (арендатор) заключен договор аренды от 01.06 2010 N 42 нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью города Оренбурга и находящегося во владении арендодателя на праве оперативного управления.
Размер ежемесячной арендной платы по данному договору определен сторонами в 25 057 руб., срок действия договора - по 30.05.2011.
Единственным учредителем общества "СтройАвтоРесурс" 20.05.2011 принято решение о ликвидации общества, ликвидатором назначен Федоровский И.Г.; соответствующие записи внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 27.05.2011.
Согласно акту от 30.05.2011 общество в лице директора Федоровского И.Г. сдает, а предприятие принимает нежилые помещения, находившиеся в аренде у общества.
В соответствии с подписанным сторонами договора аренды актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.05.2011 общество имеет задолженность перед предприятием в сумме 58 804 руб. 07 коп.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 08.06.2011 N 22 (329) опубликованы сведения о ликвидации общества.
В претензии от 16.06.2011, адресованной директору общества Федоровскому И.Г. и имеющей отметку о получении, предприятие потребовало добровольно уплатить задолженность по договору аренды от 01.06.2010 N 42 в сумме 38 029 руб. 26 коп.
Учредителем общества 08.08.2011 утвержден промежуточный ликвидационный баланс, соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 15.08.2011.
На основании представленных в инспекцию заявления о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией, решения учредителя общества от 16.08.2011 об утверждении ликвидационного баланса и ликвидационного баланса от 16.08.2011 инспекцией принято решение от 24.08.2011 N 17111А о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией. Соответствующая запись внесена в реестр 24.08.2011.
Предприятие "Оренбургские пассажирские перевозки", полагая, что ликвидация общества является незаконной, поскольку ликвидационный баланс не содержит сведений о задолженности общества перед предприятием, что нарушает права предприятия, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа от 24.08.2011 N 17111А.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о представлении обществом на государственную регистрацию ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, и по этой причине о незаконности решения регистрирующего органа.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что на регистрацию ликвидации общества "СтройАвтоРесурс" представлен весь необходимый пакет документов, у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации. Довод о недостоверности ликвидационного баланса по причине неуказания в нем сведений о задолженности по арендной плате перед предприятием суд апелляционной инстанции счел не подтвержденным материалами дела, а претензию предприятия - не соответствующей по форме требованию кредитора.
Выводы суда апелляционной инстанции противоречат нормам материального права, что в силу ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену судебного акта.
В соответствии со ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (ст. 1, 10 данного Кодекса).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - п. 4 ст. 61, ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Кроме того, в силу ст. 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что ликвидатор общества Федоровский И.Г., привлеченный к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не представил доказательств уведомления кредитора предприятия "Оренбургские пассажирские перевозки" о ликвидации общества.
Акт сдачи приемки нежилых помещений, находившихся в аренде, от 30.05.2011 подписан Федоровским И.Г. в качестве директора общества "СтройАвтоРесурс". Однако данный акт подписан сторонами после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о назначении Федоровского И.Г. ликвидатором общества - 27.05.2011.
Претензия об оплате долга направлена предприятием обществу в лице директора Федоровского И.Г.
Следовательно, довод предприятия о том, что оно не знало о начале обществом процедуры ликвидации, не опровергнут.
С учетом изложенного ликвидатор общества Федоровский И.Г. не принял во внимание задолженность общества перед предприятием, о которой было заявлено в претензии от 16.06.2011; не предоставил кредитору возможности заявить свои требования в установленном законом порядке; не составил ликвидационный баланс, отражающий действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; не определил порядок ликвидации юридического лица; документы на государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией подал без учета этих обстоятельств.
Поскольку представленные ликвидатором общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований предприятия к регистрирующему органу сделаны в результате неправильного применения ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Напротив, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установил факт осведомленности ликвидатора Федоровского И.Г. о наличии задолженности общества перед предприятием и пришел к верному выводу о том, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, следует считать как непредставление ликвидационного баланса.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
С учетом того, что кассационная жалоба предприятия удовлетворена, его расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 2000 руб. подлежат возмещению за счет инспекции на основании ч. 1, 5 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А47-9909/2012 Арбитражного суда Оренбургской области отменить, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.10.2012 по данному делу оставить в силе.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области в пользу муниципального казенного предприятия "Оренбургские пассажирские перевозки" муниципального образования "город Оренбург" 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Н.А. Артемьева |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
По мнению предприятия, порядок ликвидации общества нарушен, а именно ликвидационный баланс ликвидируемого общества представлен без отражения задолженности такого общества перед предприятием.
Суд кассационной инстанции с позицией предприятия согласился.
Между предприятием (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения.
Единственным учредителем общества-арендатора 20.05.2011 принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатора.
Сторонами договора аренды подписан акт сверки взаимных расчетов, в соответствии с которым общество имеет задолженность по внесению арендной платы перед арендодателем. Данное обстоятельство послужило основанием для направления претензии предприятием-арендодателем ликвидатору общества с просьбой уплатить задолженность по арендным платежам.
Учредителем общества утвержден ликвидационный баланс без отражения задолженности ликвидируемого общества по оплате арендных платежей.
Таким образом, представление такого ликвидационного баланса следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган необходимых сведений, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции удовлетворил кассационную жалобу предприятия.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2013 г. N Ф09-2730/13 по делу N А47-9909/2012
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2730/13
08.05.2013 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9909/12
21.01.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12275/12
02.10.2012 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9909/12