Екатеринбург |
|
29 мая 2013 г. |
Дело N А76-13743/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности администрации города Троицка (далее - Управление муниципальной собственности) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.11.2012 по делу N А76-13743/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие индивидуальный предприниматель Насибов Тахир Джангир оглы.
Предприниматель Насибов Т.Д. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:35:0600003:0007 площадью 5192 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, 5-й микрорайон, между домом N 16-А и ул. Советской, в размере, равном его рыночной стоимости в сумме 3 712 940 руб.; внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:35:0600003:0007 в размере, равном его рыночной стоимости в сумме 3 712 940 руб., и применении указанной рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2012.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 14.08.2012, 18.09.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), Правительство Челябинской области, Управление муниципальной собственности.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.11.2012 (судья Катульская И.К.) исковые требования удовлетворены частично: установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 5192 кв. м, расположенного по адресу: г. Троицк Челябинской области, 5-й микрорайон, между домом N 16-А и ул. Советской, кадастровый номер 74:36:0600003:0007, в размере рыночной стоимости, равной 3 712 940 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2013 (судьи Суспицина Л.А., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление муниципальной собственности просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение п. 5 ст. 65, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности). Заявитель указывает на отсутствие оснований для применения положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности о том, что стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Управление муниципальной собственности полагает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку рыночная стоимость в размере 3 712 940 руб. определена по состоянию на 01.01.2010, следовательно, не отражает его реальную рыночную стоимость на момент рассмотрения спора в суде.
Как установлено судами, между Департаментом муниципальной собственности администрации города Троицка (арендодатель) и предпринимателем Насибовым Т.Д. (арендатор) заключен договор аренды земли г. Троицка от 30.05.2007 N 242.07.02.01.01, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду сроком на 25 лет земельный участок с кадастровым номером 74:35:0600003:0007 площадью 5192 кв. м, расположенный по адресу: г. Троицк, 5-й микрорайон, между домом N 16-А и ул. Советской, для эксплуатации платной автомобильной стоянки.
Договор от 30.05.2007 N 242.07.02.01.01 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается регистрационным штампом Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области от 10.10.2007, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.09.2012 N 35/059/2012-463.
По сведениям Управления Росреестра кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:35:0600003:0007 составила 16 167 109 руб. 20 коп.
Как следует из отчета по определению рыночной стоимости земельного участка от 22.10.2012 N 36/10-2012, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Аванта Вест", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:35:0600003:7 по состоянию на 01.01.2010 составила 3 712 940 руб.
В подтверждение соответствия отчета об оценке N 36/10-2012 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки истцом представлено заключение экспертно-консультационного комитета регионального отделения "Челябинское" Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 23.10.2012.
Полагая, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, предприниматель Насибов Т.Д. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 16 167 109 руб. 20 коп. определена на основании постановления Правительства Челябинской области N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" по состоянию на 01.01.2010.
Истцом в материалы дела представлен отчет об оценке N 36/10-2012, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Аванта Вест", согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 3 712 940 руб.
Установив несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, суды пришли к выводу о наличии оснований для определения на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Учитывая, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, а обязательность для исполнения судебных актов арбитражных судов установлена ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды отказали в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что стоимость объекта недвижимости не должна быть определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, отклоняется. Рыночная стоимость, определенная в представленном истцом отчете N 36/10-2012, не оспорена. Доказательств, свидетельствующих о недостоверности, неактуальности указанной рыночной стоимости земельного участка, в материалах дела не имеется. Доказательств несоответствия отчета N 36/10-2012 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности также не представлено. Иной отчет в материалах дела отсутствует.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.11.2012 по делу N А76-13743/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальной собственности администрации города Троицка - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
...
Установив несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, суды пришли к выводу о наличии оснований для определения на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 мая 2013 г. N Ф09-3546/13 по делу N А76-13743/2012