Екатеринбург |
|
05 июня 2013 г. |
Дело N А60-31334/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Лимонова И.В., Анненковой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охта-Екатеринбург" (ИНН: 6672266443, ОГРН: 1086672008807, далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2012 по делу N А60-31334/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Лившиц А.В. (доверенность от 24.07.2012);
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным (незаконным) решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН: 6685000017, ОГРН: 1086672008807; далее - регистрирующий орган, инспекция) от 05.07.2012 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2012 (судья Хачев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 (судьи Риб Л.Х., Осипова С.П., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 9, ст. 21 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что им для государственной регистрации был представлен полный пакет документов, в том числе и ликвидационный баланс, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
По мнению общества, вмешательство инспекции в порядок распределения прибыли и имущества в процессе ликвидации общества в соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации является недопустимым.
Заявитель кассационной указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрено составление повторного ликвидационного баланса, а перечень документов, представляемых для государственной регистрации ликвидации юридического лица, является закрытым, следовательно, отсутствует и обязанность предоставлять в регистрирующий орган дополнительные документы, подтверждающие факт списания имущества с баланса общества.
Как следует из материалов дела, единственным участником общества Кашаповой Л.Г. 20.02.2012 принято решение о ликвидации общества; обязанности ликвидатора возложены на Нухова И.Р.
Сообщение о ликвидации общества и порядок предъявления требований кредиторами (в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения) опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" от 07.03.2012 N 9 (367).
Инспекцией 16.05.2012 выдана справка N 19060 об отсутствии у общества задолженности по уплате налогов, пеней и налоговых санкций.
Участником общества 15.05.2012 принято решение N 5 об утверждении ликвидационного баланса.
Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском р-не г. Екатеринбурга 23.05.2012 выдана справка, согласно которой обществом в пенсионный фонд представлены все предусмотренные законом сведения.
Ликвидатор общества 28.07.2012 представил в регистрирующий орган заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
По результатам рассмотрения данного заявления регистрирующим органом принято решение от 05.07.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно ликвидационного баланса.
Общество, полагая, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации принято с нарушением действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что формально заявителем в регистрирующий орган представлены все документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, однако поскольку сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе по состоянию на 15.05.2012 являются недостоверными в связи с наличием нераспределенной прибыли в сумме 3 664 000 руб., то оспариваемое решение от 05.07.2012 об отказе в государственной регистрации принято инспекцией правомерно.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты основаны на неправильном применении норм материального права и подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В силу п. 2, 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
В силу п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
При этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Законом о государственной регистрации, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом (п. 4, 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Ссылка регистрирующего органа на недостоверность сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, в связи с наличием у общества по состоянию на 15.05.2012 нераспределенной между участниками прибыли в сумме 3 674 000 руб. является необоснованной, поскольку сведения о нераспределенной прибыли, содержащиеся в представленном в регистрирующий орган ликвидационном балансе после завершения расчетов с кредиторами, сами по себе не свидетельствуют о его недостоверности.
Учитывая, что для регистрации ликвидации общества были представлены все необходимые документы, у регистрирующего органа отсутствовали основания, предусмотренные ст. 23 Закона о государственной регистрации, для отказа в государственной регистрации. Иных оснований для отказа в государственной регистрации материалы дела не содержат.
Таким образом, решение инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы юридического лица, реализующего свое право на добровольную ликвидацию.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением заявленной обществом кассационной жалобы с регистрирующего органа в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по заявлению в сумме 2000 руб., 1000 руб. - по апелляционной жалобе, 1000 руб. - по кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2012 по делу N А60-31334/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по тому же делу отменить.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Охта-Екатеринбург" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области от 05.07.2012 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью "Охта-Екатеринбург".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области принять решение о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Охта-Екатеринбург" в связи с его ликвидацией и внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Охта-Екатеринбург".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Охта-Екатеринбург" 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по заявлению, 1000 руб. - по апелляционной жалобе, 1000 руб. - по кассационной жалобе.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
И.В. Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В силу п. 2, 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 июня 2013 г. N Ф09-4807/13 по делу N А60-31334/2012