Екатеринбург |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А71-8850/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления охраны фауны Удмуртской Республики (ИНН 1831104579, ОГРН 1051800560096; далее - управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.11.2012 по делу N А71-8850/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Управление представило в Федеральный арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя управления. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании приняли участие представители Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов (ИНН 1835004462, ОГРН 1021800004797; далее - союз охотников и рыболовов) - Цыганова Р.К. (председатель союза охотников и рыболовов), Лучихин А.В. (доверенность от 09.01.2013).
Союз охотников и рыболовов обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными предписаний управления от 26.03.2012 N 05/12-3, от 26.03.2012 N 05/12-5, от 26.03.2012 N 05/12-6, от 26.03.2012 N 05/12-7, от 26.03.2012 N 05/12-8 об устранении нарушений законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Решением суда от 19.11.2012 (судья Кудрявцев М.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 (судьи Варакса Н.В., Васева Е.Е., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы настаивает на соответствии предписаний управления от 26.03.2012 N 05/12-6, от 26.03.2012 N 05/12-7, от 26.03.2012 N 05/12-8 требованиям действующего законодательства. Управление считает, что установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира относится к полномочиям органа государственной власти субъекта федерации по согласованию с федеральным уполномоченным органом, установление запретов и ограничений, к каковым относится и установление нормативов изъятия охотничьих животных, не входит в компетенцию союза охотников и рыболовов. По мнению заявителя кассационной жалобы, выдача союзом охотников и рыболовов охотничьих билетов, которые служат основанием для получения разрешений на добычу охотничьих ресурсов, противоречит требованиям действующего законодательства об охоте.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
По мнению союза охотников и рыболовов, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства судами первой и апелляционной инстанций оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ) регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания.
Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 32 - 34 названного Федерального закона. В таких решениях содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов.
Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Согласно ч. 1 - 6 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума (далее - охотминимум). Охотничий билет выдается лицам, указанным в ч. 1 названной статьи, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер. Охотничий билет признается действующим со дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр. Охотничий билет подлежит регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в государственном охотхозяйственном реестре в течение месяца со дня выдачи охотничьего билета. Охотничий билет содержит сведения о выдавшем его органе и об охотнике, указанные в подп. "а", "г", "ж" п. 6 ч. 2 ст. 37 названного Федерального закона.
В силу п. 3 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ выдача и аннулирование охотничьих билетов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что союз охотников и рыболовов является лицензионным пользователем объектов животного мира на основании долгосрочных лицензий в пяти охотхозяйствах на территории Удмуртской Республики, в том числе: Юкаменское охотхозяйство - лицензия серии ХХ N 0209; Ярское охотхозяйство - лицензия серии ХХ N 0211; Кезское охотхозяйство - лицензия серии ХХ 2 N 0212; Сюмсинское охотхозяйство - лицензия серии ХХ N 0208; Граховское охотхозяйство - лицензия серия ХХ N 0210. Срок действия лицензий установлен с 29.09.2005 по 05.01.2024. Одновременно с указанными лицензиями союзу охотников и рыболовов выданы Условия пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (охотничьими животными), на территории Юкаменского, Ярского, Кезского, Сюмсинского, Граховского охотничьих хозяйств, являющиеся приложениями к указанным лицензиям.
В период с 27.02.2012 по 26.03.2012 проведена выездная проверка соблюдения союзом охотников и рыболовов требований законодательства об охоте, сохранении охотничьих ресурсов и о животном мире. Результаты проверки оформлены актом государственного контроля юридического лица от 26.03.2012 N 05/12.
По результатам проверки управлением союзу охотников и рыболовов выданы предписания от 26.03.2012 N 05/12-3, от 26.03.2012 N 05/12-5, от 26.03.2012 N 05/12-6, от 26.03.2012 N 05/12-7, от 26.03.2012 N 05/12-8 об устранении нарушений законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Предписанием от 26.03.2012 N 05/12-6 союзу охотников и рыболовов предписано отменить ограничения и запреты на использование объектов животного мира, ограничения охоты, установленные союзом охотников и рыболовов в п. 8, п. 9 распоряжения от 03.04.2009 N 16, п. 7, п. 11 распоряжения от 06.08.2010 N 30, п. 7, п. 11 распоряжения от 05.08.2009 N 33, распоряжении от 08.2010 N 16, распоряжении от 08.2010 N 15, п. 6, п. 11 распоряжения от 10.06.2011 N 30, распоряжении от 15.03.2012 N 10. Срок исполнения предписания установлен до 30.03.2012. Основанием для выдачи предписания указаны ст. 6, ст. 21 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ), ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ.
Согласно предписанию от 26.03.2012 N 05/12-07 союз охотников и рыболовов должен отменить нормативы в области использования животного мира, отменить нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установленные теми же распоряжениями союза охотников, которые приведены в предписании от 26.03.2012 N 05/12-6. Срок исполнения предписания установлен до 30.03.2012. Основанием для выдачи предписания указаны ст. 5, ст. 17, ст. 20 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ, ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 N 138.
Суды установили, что в указанных распоряжениях союза охотников и рыболовов содержится информация об открытии в соответствии с приказами управления сезонов весенней и осенне-зимней охоты, установлены лимиты отстрела дичи различных видов, нормы отстрела дичи на одного охотника в день, установлено количество охотников, которые могут быть допущены к охоте на определенный вид дичи.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно указано, что установление данных ограничений распоряжениями председателя союза охотников и рыболовов противоречит требованиям ст. 6, ст. 21 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ, ст. 21,ст. 22, ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, поскольку ограничения и запреты на использование определенных объектов животного мира на территории субъекта Российской Федерации могут быть установлены решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий.
Вместе с тем суды обеих инстанций правильно отметили, что указанные распоряжения, за исключением распоряжения от 13.03.2012 N 10, изданы на сезоны охоты 2009-2011 г., отмена указанных распоряжений в части установления нормативов добычи, установления запретов и ограничений, не повлечет за собой каких-либо правовых последствий и не восстановит права охотников, которые не были допущены к охоте, данные распоряжения в настоящее время не действуют в связи с окончанием периода, на которые они изданы.
Распоряжение от 13.03.2012 N 10 издано на основании приказа управления от 17.02.2012 N 01-04/11 "О регулировании численности лисицы на территории Удмуртской Республики". Указанным приказом управления в связи с неблагополучной обстановкой по заболеванию бешенством на территории Удмуртской Республики и превышением численности лисиц в охотничьих угодьях, зафиксированной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" (до 1 на 1000 га охотничьих угодий), п. 8 Республиканской целевой программы "Профилактика и ликвидация заболевания бешенством в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы" установлено количество охотничьих ресурсов данного вида - 2000 особей.
Распоряжением от 13.03.2012 N 10 председателем союза охотников и рыболовов установлена численность лисицы, подлежащей изъятию (норма добычи): в Граховском охотхозяйстве - 200 особей, в других охотхозяйствах - по 20 особей. Данным распоряжением охотоведу Граховского охотхозяйства разрешено самостоятельно определить охотников для участия в охоте с целью регулирования численности лисицы, а также подписать договоры с ними.
С учетом изложенного суды пришли к правильным выводам о том, что распоряжение от 13.03.2012 N 10 издано на основании приказа управления, являющегося уполномоченным органом субъекта федерации, целью изъятия лисицы явилось превышение ее численности и выполнение целевой программы Удмуртской Республики по борьбе с бешенством.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерным выводам о незаконности предписаний от 26.03.2012 N 05/12-6, от 26.03.2012 N 05/12-7.
Предписанием от 26.03.2012 N 05/12-8 союзу охотников и рыболовов предписано прекратить выдачу охотничьих билетов. Основанием для вынесения предписания указаны ст. 34, ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ.
Руководствуясь ст. 21, 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, суды заключили, что охотничий билет единого федерального образца может выдаваться только исполнительным органом субъекта федерации, в Удмуртской Республике таким органом является управление.
Вместе с тем, суды установили, что доказательства, свидетельствующие о выдаче союзом охотников и рыболовов предусмотренных ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ охотничьих билетов единого федерального образца, материалы дела не содержат.
Суды отметили, что членские охотничьи билеты, подтверждающие членство лица в общественной организации, не заменяют собой охотничьего билета единого федерального образца, вследствие чего правильно заключили, что управление не имело права запретить союзу охотников и рыболовов выдавать своим членам членские билеты.
В связи с тем, что указанное предписание возлагает на заявителя не предусмотренные действующим законодательством обязанности, предписание управления от 26.03.2012 N 05-12/8 правомерно признано судами недействительным.
При таких обстоятельствах заявленные требования союза охотников и рыболов удовлетворены судами правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены судебных актов в остальной части суд кассационной инстанции не усматривает, поскольку доводы, касающиеся исследования судом вопроса о правомерности предписаний управления от 26.03.2012 N 05/12-3, от 26.03.2012 N 05/12-5, в кассационной жалобе управления отсутствуют.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.11.2012 по делу N А71-8850/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления охраны фауны Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжение от 13.03.2012 N 10 издано на основании приказа управления от 17.02.2012 N 01-04/11 "О регулировании численности лисицы на территории Удмуртской Республики". Указанным приказом управления в связи с неблагополучной обстановкой по заболеванию бешенством на территории Удмуртской Республики и превышением численности лисиц в охотничьих угодьях, зафиксированной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" (до 1 на 1000 га охотничьих угодий), п. 8 Республиканской целевой программы "Профилактика и ликвидация заболевания бешенством в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы" установлено количество охотничьих ресурсов данного вида - 2000 особей.
...
Предписанием от 26.03.2012 N 05/12-8 союзу охотников и рыболовов предписано прекратить выдачу охотничьих билетов. Основанием для вынесения предписания указаны ст. 34, ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ.
...
Вместе с тем, суды установили, что доказательства, свидетельствующие о выдаче союзом охотников и рыболовов предусмотренных ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ охотничьих билетов единого федерального образца, материалы дела не содержат."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 июня 2013 г. N Ф09-4346/13 по делу N А71-8850/2012
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4346/13
08.02.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15234/12
04.02.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15234/12
19.11.2012 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-8850/12