Екатеринбург |
|
19 июня 2013 г. |
Дело N А07-12381/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Платоновой Е.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2012 по делу N А07-12381/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - управление) - Васильев И.В. (доверенность от 27.08.2012 N 41).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к управлению о защите деловой репутации и опровержении информации, содержащейся на сайте информационного агентства Регионального интернет агентства Башкирия (РИА Башкирия) по электронному адресу http: //www.ria-bashkiria.com/ video/570. html, в виде высказывания руководителя управления Акбашевой Зульфиры Хабибуловны из видеоролика пресс-конференции управления "Когда они выставляют, то включают в стоимость услуги по созданию календаря вырубки, земельных границ участка, где можно разрабатывать и прочее. Все это в объявленную сумму включено. И победитель все эти услуги оплачивает, иначе ему не дают проект контракта. Это становится инструментом вымогательства и инструментом давления на оказание платных услуг".
Решением суда от 05.12.2012 (судья Шагабутдинова З.Ф.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 (судьи Соколова И.Ю., Малышева И.А., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что министерство не занимается описанными руководителем управления действиями, которые бы отрицательно сказались на деловой репутации министерства и создали негативный имидж в глазах общественности. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, обстоятельства, описанные руководителем управления, являлись предметом рассмотрения арбитражного суда по другим делам, и управление не вправе было озвучивать их до принятия судом соответствующих решений. Министерство также указало, что подготовкой и оформлением установленной документации по лесопользованию занимаются государственные бюджетные учреждения-лесничества, подведомственные министерству, которые являются самостоятельными юридическими лицами и вправе от своего имени заключать договоры с юридическими и физическими лицами на предоставление работ и услуг в соответствии с видами деятельности, указанными в уставе, в том числе на оказание услуг по подготовке и оформлению установленной документации по лесопользованию.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на сайте Регионального интернет агентства Башкирия по электронному адресу: http://www.ria-bashkiria.com/video/570.html размещена информация в виде высказывания руководителя управления Акбашевой З.Х. на пресс-конференции управления: "Несколько дел по лесникам мы рассматриваем. Было несколько обращений. Министерство определяет участок и выставляет на аукционы на выработку и обработку древесины. Когда они выставляют, то включают в стоимость услуги по созданию календаря вырубки, земельных границ участка, где можно разрабатывать и прочее. Все это в объявленную сумму включено. И победитель все эти услуги оплачивает, иначе ему не дают проект контракта. Это становится инструментом вымогательства и инструментом давления на оказание платных услуг" (протокол осмотра Интернет-сайта временно исполняющей обязанности нотариуса Уфимского городского нотариального округа Республики Башкортостан от 13.07.2012).
Полагая, что данное высказывание не соответствует действительности, так как министерство организует и координирует проведение аукционов своими структурными подразделениями на местах, а подготовкой и оформлением установленной документации по лесопользованию занимаются государственные бюджетные учреждения-лесничества, подведомственные министерству, распространенные недостоверные сведения порочат деловую репутацию министерства, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации честь, достоинство и деловая репутация являются нематериальными благами, принадлежащими от рождения или в силу закона, они неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространявший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности; правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица (п. 7 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" (далее - постановление от 24.02.2005 N 3), в соответствии с п. 1 и 7 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а юридическое лицо - сведений, порочащих его деловую репутацию.
По делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица (п. 7 постановления от 24.02.2005 N 3).
В силу п. 1 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
В соответствии со ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности (п. 9 постановления от 24.02.2005 N 3).
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судами установлено, что факт распространения оспариваемых истцом сведений путем размещения на сайте Регионального интернет агентства Башкирия высказывания руководителя управления на пресс-конференции подтвержден материалами дела и управлением не оспаривается.
Судами также установлено, что в форме заявки на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений содержится требование об оплате победителем аукционов дополнительных расходов за оказание услуг государственным бюджетным учреждением - лесничеством по отводу лесосек.
Кроме того, судами установлено, что решением управления от 02.03.2012 по делу N А-03/15-12 министерство признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в установлении неправомерных требований о возмещении победителем открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся на территории Архангельского лесничества Республики Башкортостан, государственного бюджетного учреждения "Архангельское лесничество" денежных средств за услуги по оформлению документов и отводу лесосек. Министерству выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением управления от 02.03.2012 по делу N А-128/15-12 действия министерства, выразившиеся в установлении неправомерных требований о возмещении победителем аукциона денежных средств за оформление документов и отводу выигранных единиц также признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о соответствии действительности сведений, приведенных в спорном высказывании, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении иска министерства о защите деловой репутации.
Довод министерства о совершении действий по взиманию дополнительных платежей лесничествами, которые являются самостоятельными юридическими лицами и вправе от своего имени заключать договоры с юридическими и физическими лицами на предоставление работ и услуг в соответствии с видами деятельности, указанными в уставе, судами рассмотрен и правомерно отклонен. Суды указали, что лесничество является территориальной единицей управления, созданной для выполнения полномочий министерства в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. При этом возложение министерством на лесничества обязанностей по организации и проведению лесных аукционов, предусмотренное Административным регламентом министерства по предоставлению государственной услуги "Организация и проведение лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и на заключение договора купли-продажи лесных насаждений", не означает наличие у лесничеств самостоятельных полномочий по предоставлению участков лесного фонда, которые принадлежат органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2012 по делу N А07-12381/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что в форме заявки на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений содержится требование об оплате победителем аукционов дополнительных расходов за оказание услуг государственным бюджетным учреждением - лесничеством по отводу лесосек.
Кроме того, судами установлено, что решением управления от 02.03.2012 по делу N А-03/15-12 министерство признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в установлении неправомерных требований о возмещении победителем открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся на территории Архангельского лесничества Республики Башкортостан, государственного бюджетного учреждения "Архангельское лесничество" денежных средств за услуги по оформлению документов и отводу лесосек. Министерству выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением управления от 02.03.2012 по делу N А-128/15-12 действия министерства, выразившиеся в установлении неправомерных требований о возмещении победителем аукциона денежных средств за оформление документов и отводу выигранных единиц также признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 июня 2013 г. N Ф09-4665/13 по делу N А07-12381/2012