Екатеринбург |
|
01 июля 2013 г. |
Дело N А34-2485/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Кангина А.В., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курганводоканал" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 17.12.2012 по делу N А34-2485/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Сидоренко В.В. (доверенность от 01.06.2012 N 13);
Отдела водных ресурсов по Курганской области Нижне-Обского бассейного водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - отдел водных ресурсов, Нижнее-Обское БВО) - Плаксина А.Т. (доверенность от 12.02.2013 N 10), Аверина Е.А. (доверенность от 05.04.2013 N 16).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий отдела водных ресурсов, выразившихся в отказе в регистрации дополнительных соглашений к договору от 23.11.2011 N 45-14.01.05.003-Х-ДЗВО-С-2011-00109/00 и обязании отдела водных ресурсов по регистрации дополнительного соглашения.
Заявление общества принято Арбитражным судом Курганской области к производству, с присвоением делу номера А34-2485/2012.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий отдела водных ресурсов, выразившихся в отказе в регистрации дополнительных соглашений к договору от 23.11.2011 N 45-14.01.05.003-Х-ДЗВО-С-2011-00110/00 и обязании отдела водных ресурсов по регистрации дополнительного соглашения к договору.
Заявление общества принято Арбитражным судом Курганской области к производству, с присвоением делу номера А34-2486/2012.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 24.07.2012 указанные дела объединены в одно производство с присвоением номера А34-2485/2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - третье лицо, департамент).
Решением суда от 17.12.2012 (судья Обабкова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, полагая, что представленные на регистрацию документы соответствовали подп. "а" п. 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 (далее - Правила N 165); у отдела водных ресурсов отсутствуют полномочия по проверке правильности установления объемов допустимого забора при исполнении функций по государственной регистрации дополнительных соглашений по соответствующим основаниям. Кроме того, заявитель жалобы отмечает, что действия департамента по установлению предприятию допустимых объемов забора (изъятия) водных ресурсов в установленном законом порядке отделом водных ресурсов не оспаривались.
В представленном отзыве на кассационную жалобу отдел водных ресурсов просит оставить судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 3 ст. 12 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
В статье 24 Водного кодекса Российской Федерации закреплены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений, в том числе утверждение порядка подготовки и заключения договора водопользования.
Подготовка и принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляются в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 (далее - Правила N 844).
Требования к заявлению и приложенным к нему документам предусмотрены в пп. 9 - 11 Правил N 844.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (п. 2 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Регистрация договоров водопользования и дополнительных соглашений к договорам водопользования осуществляется на основании Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра", Правил N 165, регламентирующих административные процедуры государственной регистрации.
Правилами N 165 предусмотрена форма примерного договора водопользования, п. 25 которой установлено, что все изменения договора оформляются сторонами дополнительными соглашениями в письменной форме и подлежат в установленном порядке государственной регистрации в государственном водном реестре.
Подпунктом "а" п. 8 Правил N 165 установлено, что при подаче заявления для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в числе прочих документов должны быть представлены материалы, содержащие расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.08.2007 N 216 утверждены Правила оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования.
Административный регламент исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр (далее - Административный регламент), утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2008 N 293.
Согласно п. 44 Административного регламента, для государственной регистрации в Реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования в Росводресурсы или территориальный орган Росводресурсов предоставляются документы, перечисленные в п. 2 Правил оформления государственной регистрации договоров водопользования, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.08.2007 N 216.
Пунктом 51 Административного регламента установлено, что регистратор в течение шести рабочих дней осуществляет рассмотрение документов, поступивших на государственную регистрацию, на соответствие требованиям законодательства путем проверки: полномочий органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, и полномочий лиц, подписавших договор водопользования, договор о передаче прав и обязанностей по договору водопользования путем проверки полномочий, определенных в предоставленных документах, на соответствие ст. 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации (п. 51.1); возможности использования водного объекта под заявленные цели путем проверки целей, заявленных в документах на соответствие ст. 43 - 54 Водного кодекса Российской Федерации, а также нормам, предусмотренным законодательством (п. 51.2); параметров водопользования путем проверки: возможности использования акватории водного объекта под заявленные цели (соблюдение законных прав и интересов третьих лиц); наличия свободного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, сброса сточных и (или) дренажных вод, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах; возможности установленного использования водного объекта для целей производства электрической энергии (п. 51.3); наличия требуемых согласований условий водопользования с территориальными органами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в случаях, установленных законодательством, путем проверки наличия соответствующих документов (п. 51.4); расчета платы за пользование водным объектом путем проверки соответствующих расчетов на соответствие установленным ставкам платы за пользование водными объектами и порядку ее расчета (п. 51.5).
При исследовании имеющихся в деле N А34-2485/2012 Арбитражного суда Курганской области доказательств судами установлено, что отделом водных ресурсов 23.11.2011 в государственном водном реестре зарегистрированы договоры водопользования N 45-14.01.05.003-Х-ДЗВО-С-2011-00109/00 и N 45-14.01.05.003-Х-ДХВО-С-2011-00110/00, заключенные Департаментом и муниципальным унитарным предприятием "Курганводоканал", правопреемником которого является общество, на забор воды из Курганского водохранилища на р. Тобол.
Обществом в отдел водных ресурсов 09.04.2012 в целях государственной регистрации в государственном водном реестре Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области представлены дополнительные соглашения к вышеуказанным договорам водопользования, которыми предусматривалось внесение существенных изменений в параметры водопользования, установленные в пунктах 7 указанных договоров водопользования.
Судами выявлено, что согласно имеющимся в материалах дела документам, обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов обществом отделу водных ресурсов представлено не было.
Суды пришли к правильному выводу о том, что сводная таблица параметров водопользования не может служить обоснованием увеличения в дополнительном соглашении объема забора водных ресурсов в контексте подп. "а" п. 8 Правил N 165.
Судами установлено, что в письмах от 18.04.2012 N 212, 213 отдел водных ресурсов обоснованно мотивировал отказ в государственной регистрации в водном реестре дополнительных соглашений к договорам водопользования несоответствием расчетов изменения заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта условиям подп. "а" п. 8 Правил N 165.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали, что дополнительное обоснование, приведенное отделом водных ресурсов в данных письмах, для рассмотрения данного дела значения не имеет.
Судами рассмотрена и правомерно отклонена ссылка заявителя на письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27.01.2012 N 14-17/979, поскольку данный акт не устраняет необходимость соблюдения положений, установленных подп. "а" п. 8 Правил N 165.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 17.12.2012 по делу N А34-2485/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курганводоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 51 Административного регламента установлено, что регистратор в течение шести рабочих дней осуществляет рассмотрение документов, поступивших на государственную регистрацию, на соответствие требованиям законодательства путем проверки: полномочий органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, и полномочий лиц, подписавших договор водопользования, договор о передаче прав и обязанностей по договору водопользования путем проверки полномочий, определенных в предоставленных документах, на соответствие ст. 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации (п. 51.1); возможности использования водного объекта под заявленные цели путем проверки целей, заявленных в документах на соответствие ст. 43 - 54 Водного кодекса Российской Федерации, а также нормам, предусмотренным законодательством (п. 51.2); параметров водопользования путем проверки: возможности использования акватории водного объекта под заявленные цели (соблюдение законных прав и интересов третьих лиц); наличия свободного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, сброса сточных и (или) дренажных вод, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах; возможности установленного использования водного объекта для целей производства электрической энергии (п. 51.3); наличия требуемых согласований условий водопользования с территориальными органами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в случаях, установленных законодательством, путем проверки наличия соответствующих документов (п. 51.4); расчета платы за пользование водным объектом путем проверки соответствующих расчетов на соответствие установленным ставкам платы за пользование водными объектами и порядку ее расчета (п. 51.5)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2013 г. N Ф09-6255/13 по делу N А34-2485/2012
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6255/13
20.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1088/13
17.12.2012 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-2485/12
24.07.2012 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-2485/12