Екатеринбург |
|
02 июля 2013 г. |
Дело N А47-10185/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Платоновой Е.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2012 по делу N А47-10185/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Оренбурггражданстрой" (далее - общество "Оренбурггражданстрой") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к министерству о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка площадью 6095 кв. м с кадастровым номером 56:44:0237001:76, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Челюскинцев, д. 19/1, на условиях проекта договора от 11.08.2011.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Территориальное управление Росимущества).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2012 (судья Федорова Г.А.) исковые требования удовлетворены. На министерство возложена обязанность заключить с обществом "Оренбурггражданстрой" договор купли-продажи земельного участка площадью 6095 кв. м с кадастровым номером 56:44:0237001:76, расположенным по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, д. 19/1, на условиях проекта договора от 11.08.2011, предложенного истцом (с изложением редакции проекта договора).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 (судьи Соколова И.Ю., Малышева И.А., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что органом, уполномоченным на предоставление в собственность спорного земельного участка, является Территориальное управление Росимущества, поскольку при принятии решения о высвобождении военного недвижимого имущества, находящегося на данном земельном участке, и реализации этого имущества по договорам купли-продажи, этот участок перестал быть предназначенным для нужд обороны и безопасности.
В представленном отзыве Территориальное управление Росимущества возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу министерства - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Оренбурггражданстрой" является собственником двух объектов недвижимости - здания детского сада и здания прачечной, расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. Челюскинцев, д. 19/1.
Государственная регистрация права собственности на указанные объекты произведена 30.05.2006, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество произведены записи за N 56-56-01/042/2006-340 и 56-56-01/042/2006-341 соответственно (свидетельства о государственной регистрации права от 30.05.2006 серии 56 АА N 239372, 239373).
Приобретенные обществом "Оренбурггражданстрой" объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 6095 кв. м с кадастровым номером 56:44:0237001:76, который был закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за КЭЧ Оренбургского района г. Оренбурга на основании Государственного акта на право пользования землей А-I N 125423.
Общество "Оренбурггражданстрой" обратилось в Территориальное управление Росимущества с заявлением о приобретении названного земельного участка.
В письме от 19.04.2011 N ЛК-56/13-2824 Территориальное управление Росимущества разъяснило обществу "Оренбурггражданстрой", что полномочиями по управлению и распоряжению данным земельным участком наделено министерство обороны в силу прямого указания Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
На основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации общество "Оренбурггражданстрой" 27.10.2011 обратилось в министерство с просьбой заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 6095 кв. м с кадастровым номером 56:44:0237001:76, занятого объектами недвижимости, принадлежащими обществу на праве собственности, на условиях представленного проекта договора купли-продажи земельного участка от 31.08.2011 N 13-11.
Министерство в письмах от 26.12.2011 N 141/23129 и от 16.01.2012 N 141/489 потребовало представить дополнительные документы обоснования площади земельного участка для обслуживания и эксплуатации недвижимого имущества и ситуационный план земельного участка с обозначением на нем объектов недвижимого имущества, а также схему раздела земельного участка, составленную по форме раздела межевого плана "Чертеж земельных участков и их частей".
Дополнительные документы направлены обществом в адрес министерства 03.04.2012 (письмо от 28.03.2012 N 152), однако решение по заявлению принято не было, проект договора купли-продажи земельного участка в адрес общества не направлен.
Общество "Оренбурггражданстрой", полагая, что министерство уклоняется от заключения договора купли-продажи земельного участка занятого принадлежащими обществу объектами недвижимого имущества, что нарушает права истца на приобретение земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что общество "Оренбурггражданстрой" как собственник зданий детского сада и здания прачечной, расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. Челюскинцев, д. 19/1, вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования. При этом суды сделали вывод о том, что органом, уполномоченным на предоставление в собственность спорного земельного участка, является министерство.
Между тем суды не приняли во внимание смену собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а соответственно, фактическое прекращение его использования Вооруженными Силами Российской Федерации (иными воинскими формированиями) в связи с переходом права пользования земельным участком в соответствии со ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации от прежнего собственника к обществу "Оренбурггражданстрой".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований считать спорный земельный участок предназначенным для нужд обороны и безопасности, и в связи с этим изъятым из оборота в соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, полномочия собственника от имени Российской Федерации по распоряжению спорным земельным участком реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка заявлены обществом "Оренбурггражданстрой" к ненадлежащему ответчику. Исходя из материалов дела, вопрос о замене ненадлежащего ответчика судом первой инстанции обсуждался.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует отменить, в удовлетворении иска - отказать.
В силу ч. 1 ст. 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
В связи с отменой решения Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2012 по настоящему делу Арбитражному суду Оренбургской области при представлении доказательств исполнения данного судебного акта надлежит произвести поворот исполнения отмененного судебного акта.
Кроме того, принимая во внимание, что в удовлетворении исковых требований отказано, государственная пошлина по апелляционной и кассационной жалобам подлежит взысканию с общества "Оренбурггражданстрой" (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2012 по делу N А47-10185/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по тому же делу отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Оренбурггражданстрой" (ОГРН 1025601022590; 460021, г.Оренбург, ул. 60 лет Октября, 30А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы и 2000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Оренбургской области произвести поворот исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2012 по настоящему делу при предоставлении доказательств исполнения.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что общество "Оренбурггражданстрой" как собственник зданий детского сада и здания прачечной, расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. Челюскинцев, д. 19/1, вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования. При этом суды сделали вывод о том, что органом, уполномоченным на предоставление в собственность спорного земельного участка, является министерство.
Между тем суды не приняли во внимание смену собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а соответственно, фактическое прекращение его использования Вооруженными Силами Российской Федерации (иными воинскими формированиями) в связи с переходом права пользования земельным участком в соответствии со ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации от прежнего собственника к обществу "Оренбурггражданстрой".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований считать спорный земельный участок предназначенным для нужд обороны и безопасности, и в связи с этим изъятым из оборота в соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
В связи с отменой решения Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2012 по настоящему делу Арбитражному суду Оренбургской области при представлении доказательств исполнения данного судебного акта надлежит произвести поворот исполнения отмененного судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июля 2013 г. N Ф09-5824/13 по делу N А47-10185/2012