Екатеринбург |
|
12 июля 2013 г. |
Дело N А07-13882/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Рябовой С.Э., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сахибзадина Рината Мухаматзадиновича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2013 по делу N А07-13882/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие:
предприниматель Сахибзадин Р.М., его представитель - Аминев Т.Э. (доверенность от 06.06.2011 серии 02АА N 0610171);
представитель федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) - Мусина Л.Р. (доверенность от 09.01.2013 N ВР-14/04).
Предприниматель Сахибзадин Р.М. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с первоначальным иском к учреждению о восстановлении прерывистой горизонтальной линии разметки на участке дороги М7 "Волга", демонтаже барьерного ограждения, установленного напротив кафе "Дуслык", демонтаже дорожного знака 3.27 "остановка запрещена" и нечинении препятствий в использовании имущества (с учетом принятого арбитражным судом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан со встречным исковым заявлением к предпринимателю Сахибзадину Р.М. об обязании выполнить требования ранее выданных Управлением дорожного строительства Министерства строительства и жилищной политики Республики Башкортостан (15.03.1999 N 04/824) и Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан (22.03.1999 N 27/4-1501) технических условий для размещения объекта дорожного сервиса, выполнить требования в части соблюдения безопасности дорожного движения при его эксплуатации, обязании получить у учреждения технические условия для разработки проекта строительства площадки для стоянки транспортных средств напротив существующего объекта дорожного строительства.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2013 (судья Абдуллина Э.Р.) в удовлетворении первоначальных требований отказано. Встречные исковые требования удовлетворены. На предпринимателя Сахибзадина Р.М. возложена обязанность выполнить требования ранее выданных Управлением дорожного строительства Министерства строительства и жилищной политики Республики Башкортостан (15.03.1999 N 04/824) и Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан (22.03.1999 N 27/4-1501) технических условий для размещения объекта дорожного сервиса и выполнить требования в части соблюдения безопасности дорожного движения при его эксплуатации. На предпринимателя Сахибзадина Р.М. возложена обязанность получить у владельца автомобильной дороги М7 "Волга" - учреждения технические условия для разработки проекта строительства площадки для стоянки транспортных средств, напротив существующего объекта дорожного сервиса - кафе "Дуслык".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 (судьи Румянцев А.А., Ермолаева Л.П., Карпачева М.И.) решение суда отменено в части удовлетворения встречных исковых требований. В удовлетворении встречных исковых требований отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Сахибзадин Р.М. просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований, ссылаясь на нарушение ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ), применение неподлежащего применению п. 12 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения (далее - Порядок), утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 4, нарушение ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель отмечает, что на день получения от государственного унитарного предприятия "Уралдортранс" рабочего проекта на строительство придорожного кафе на 118 км автомагистрали, на день согласования строительства, а также на момент регистрации права собственности на данный объект в 2002 году положения Порядка, ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) не применяются. По его мнению, при строительстве объектов дорожного сервиса необходимо руководствоваться Указаниями по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах ВСН-25-86, утвержденными Министерством автомобильных дорог РСФСР 29.01.1986. Заявитель считает, что выводы судов о том, что объект дорожного сервиса построен с нарушением требований технических условий и правил обеспечения безопасности на автомобильных дорогах, противоречат обстоятельствам дела. По его мнению, судами не принято во внимание, что спорное ограждение установлено учреждением частично на принадлежащем предпринимателю земельном участке.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами, предпринимателю Сахибзадину Р.М. на праве собственности принадлежит придорожное кафе-магазин (свидетельство о государственной регистрации права от 24.07.2008 серии 04АБ N 414987), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 02:22:021301:0001 по адресу: Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, 1*, ул, доп: 118 км автомагистрали Москва-Уфа "Волга", принадлежащее предпринимателю на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство о государственной регистрации права от 28.11.2001 серии 02-ДЮ N 007758).
Законность строительства кафе подтверждена представленным в материалы дела разрешением на строительство, актом приемки законченного строительством объекта от 20.05.2002.
По заявлению предпринимателя письмом от 22.03.1999 N 27/4-1501 строительство кафе согласовано также с Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан. Согласно указанному документу Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан согласовало размещение придорожного кафе на автомобильной дороге "Уфа-Москва" на 118 км при выполнении ряда условий, а именно: разработке проекта на строительство организацией, имеющей соответствующую лицензию с учетом условий безопасности дорожного движения (обустройство автомобильной дороги, устройство переходно-скоростных полос, обеспечение видимости, расчет площади под стоянку автотранспорта, изготовление и установка знаков сервиса в соответствии с ГОСТ 10807-89, 23457-86 силами специализированного предприятия), указано, что в разработке проекта необходимо учесть наличие объектов сервиса (СТОА, продажа автозапчастей, мойка автомобиля), отмечено, что въезд на площадку необходимо расположить на расстоянии 200 м от перекрестка с учетом длины полосы торможения, согласовать проектную документацию с Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, выполнить комиссионную приемку с участием представителя Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан и дорожных организаций. Срок действия технических условий - 1 год.
Техническими условиями, выданными Управлением дорожного строительства Министерства строительства и жилищной политики Республики Башкортостан от 15.03.1999 N 04/824, согласовано размещение кафе на 118 км автомобильной дороги М-7 "Волга" и площадок для стоянок автомобилей на 10 мест с двух сторон в соответствии с требованиями СНИП 2.05.20-85. Рабочие чертежи на устройство переходно-скоростных полос, строительство площадок рекомендовано согласовать с Управлением дорожного строительства Минстроя Республики Башкортостан и Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан. Срок действия технических условий предусмотрен 2 года.
Из материалов дела следует, что государственное унитарное предприятие "Уфимский проектно-производственный центр "Уралдортранс" в 2001 разработал для истца рабочий проект на строительство придорожного кафе-магазина предпринимателя Сахибзадина Р.М. на 118 км автомагистрали Уфа-Москва "Волга".
Акт приемки законченного строительством объекта от 20.05.2002 придорожного кафе-магазина и стоянки на 118 км М-7 "Волга" подписан, в том числе начальником Асяновского дорожно-строительного управления Башкиравтодора Мухаметьяновым А.Т., представителем Государственной автомобильной инспекции Дюртюлинского ГОВД.
Постановлением от 17.07.2003 N 7/3-33 земельный участок общей площадью 78 8961 га, указанный в свидетельстве о государственной регистрации права от 24.04.2002 N 02-01/08-4/2002-218 изъят из землепользования государственного унитарного предприятия "Башкиравтодор", передан в постоянное пользование учреждения. Указанное обстоятельство подтверждается актом приема - передачи от 31.12.2002, справкой.
Из приказа Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 01.06.2011 N 73 следует, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 317-р изменен тип учреждения на казенное.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 1731-р учреждение находится в ведении Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильные дороги, в том числе, М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы на участке км 1169+910 - км 1331-953; Уфа-Оренбург и западный обход г. Уфы закреплены в оперативном управлении учреждения.
С июня 2012 учреждение производит ремонт дороги на участке дороги М-7 1229+300 км. В процессе осуществления ремонта учреждением нанесена разметка "двойная сплошная линия", на стороне кафе "Дуслык" установлено барьерное ограждение, на противоположной стороне также установлено барьерное ограждение и дорожный знак "остановка запрещена".
Рабочая документация 81-АД разработана обществом с ограниченной ответственностью "Росдорпроект" в 2012 году.
Из протокола выездного совещания технического совета от 15.06.2012 N 1 в составе представителей учреждения, общества с ограниченной ответственностью "Росдорпроект" следует, что в ходе ремонтных работ по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" км 1218+347 - км 1229+300 в Республике Башкортостан" выявлены ошибки в части установки барьерного ограждения, на основании статистических данных выявлена хаотичная остановка транзитного транспорта на проезжей части вдоль объекта дорожного сервиса, в связи с чем решено рабочую документацию привести в соответствие с действующими строительными нормами, правилами и законодательством.
В материалы дела представлены таблицы объемов работ.
Истцом в адрес Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан направлено письмо от 15.06.2012 N 20, содержащее просьбу о нанесении прерывистой разметки на въезде и выезде к кафе и расширении проезда, убрав проезд барьерное ограждение перед кафе.
Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан в адрес предпринимателя Сахибзадина Р.М. направлен ответ от 15.06.2012 N 27/4-5072, в котором оно не возражает против предполагаемой корректировки проекта капитального ремонта автодороги М7 объекта дорожного сервиса "Дуслык" в Дюртюлинском районе, заявленного в письме от 15.06.2012 N 20.
Ссылаясь на то, что при проведении капитального ремонта дороги необоснованно прерывистая горизонтальная линия разметки на участке дороги М7 "Волга" заменена на сплошную, а также необоснованно установлено барьерное ограждение напротив кафе "Дуслык" и дорожный знак 3.27 "остановка запрещена", предприниматель Сахибзадин Р.М. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с первоначальным иском.
Учреждение, полагая, что предпринимателем Сахибзадиным Р.М. не соблюдены требования технических условий, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан со встречным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя встречные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, сделал вывод о том, что придорожное кафе-магазин "Дуслык" установлено с нарушением технических условий, выданных Управлением дорожного строительства Министерства строительства и дорожной политики Республики Башкортостан от 15.03.1999 N 04/84, Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан от 22.03.1999 N 27/4.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения встречных исковых требований и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения автомобильных дорог;
2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
3) установления полос отвода автомобильных дорог (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В силу п. 3.1 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Техническим паспортом автомобильной дороги 2000 года, техническим паспортом автомобильной дороги, положительным заключением государственной экспертизы N 0069-11/КГЭ-1312/05 установлено, что автомобильная дорога М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы имеет федеральное значение, относится к автодорогам общего пользования на участке км 1218+347 - км 1229+300 автодорога М7 "Волга", относится к автомобильным дорогам 3 категории, проектная документация по указанному объекту соответствует результатам инженерных изысканий и установленным требованиям.
В соответствии с ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-Ф порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Согласно п. 2 Порядка в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития, который предусматривает, что в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением:
объектов, предназначенных для обслуживания таких автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания;
объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей;
инженерных коммуникаций.
В силу п. 12 Порядка в соответствии с ч. 6, 11 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги федерального значения, площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги федерального значения. При примыкании к автомобильной дороге федерального значения подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов дорожного сервиса, подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ (п. 13 Порядка).
Техническими условиями, выданными Управлением дорожного строительства Министерства строительства и жилищной политики Республики Башкортостан от 15.03.1999 N 04/824, согласовано размещение кафе на 118 км автомобильной дороги М-7 "Волга" и площадок для стоянок автомобилей на 10 мест с двух сторон в соответствии с требованиями СНИП 2.05.20-85. Рабочие чертежи на устройство переходно-скоростных полос, строительство площадок рекомендовано согласовать с Управлением дорожного строительства Минстроя Республики Башкортостан и Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Башкортостан. Срок действия технических условий предусмотрен 2 года.
В соответствии с указанными техническими условиями предусмотрено размещение въезда на территорию кафе - не ближе 200 м от перекрестка с учетом длины полосы торможения.
Названные условия в рабочем проекте на строительство придорожного кафе-магазина предпринимателя Сахибзадина Р.М. на 118 км автомагистрали Уфа-Москва "Волга" государственным унитарным предприятием "Уфимский проектно-производственный центр "Уралдортранс" не соблюдены, место въезда транспортных средств от перекрестка предусмотрено на расстоянии 140 м.
В соответствии с п. 14.2.30 Указаний по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах ВСН 25-86 съезды к сооружениям обслуживания должны быть расположены от пересечений и примыканий на расстоянии не менее 1 км на дорогах I категории, 0,5 км - II категории, 0,3 км - III категории.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорное кафе построено с нарушением требований технических условий и правил обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах.
Из рабочей документации капитального ремонта автомобильной дороги М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы на участке км 1218+347 - км 1229 + 300 в Республике Башкортостан следует, что в соответствии с п. 14.2.3 Указаний по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах ВСН-25-86 на спорном участке дороге должно быть расположено сплошное металлическое барьерное ограждение, кроме того для соблюдения правил безопасности дорожного движении предусмотрено нанесение горизонтальной разметки (сплошной линии) для предотвращения левоповоротного съезда.
Из пункта 2 указанной документации следует, что на основании пункта 2 Протокола выездного совещания учреждения, общества с ограниченной ответственностью "Росдорпроект" в целях предотвращения хаотичной остановки транзитного транспорта на проезжей части вдоль объекта дорожного сервиса, а также с целью предотвращения в связи с указанным аварийных ситуаций, предусмотрено установление дорожного знака 3.27 "Остановка запрещена" совместно с табличкой 8.2.1 "Зона действия" "160 м".
Судом первой инстанции верно установлено, что работы по ремонту выполнены в соответствии с проектом капитального ремонта и рабочей документацией, разработанными в соответствии с требованиями строительных норм и правил, ГОСТов, стандартов, действующих в дорожной отрасли и направленных на для обеспечения безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения первоначальных исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о применении неподлежащего применению Порядка, о том, что барьерное ограждение частично заходит на территорию участка с кадастровым номером 02:22:021301:0001, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования предпринимателю Сахибзадину Р.М., были рассмотрены судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы предпринимателя Сахибзадина Р.М. судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судом на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А07-13882/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сахибзадина Рината Мухаматзадиновича - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 12 Порядка в соответствии с ч. 6, 11 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги федерального значения, площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги федерального значения. При примыкании к автомобильной дороге федерального значения подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов дорожного сервиса, подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ (п. 13 Порядка)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 июля 2013 г. N Ф09-6483/13 по делу N А07-13882/2012