Екатеринбург |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А07-1333/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Татариновой И.А., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лосиный остров" (далее - общество; ИНН 0277103373, ОГРН 1090280008730) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2013 по делу N А07-1333/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Кабиров А.У. (доверенность от 25.01.2013).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Министерство; ИНН 0278151669, ОГРН 1080278007897) о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в пределах границ, установленных охотхозяйственным соглашением от 25.08.2011 N 035, выраженного в письме Министерства от 21.01.2013 N 14/00390 и, в качестве устранения нарушенного права, обязании Министерства в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда выдать обществу разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в пределах границ, установленных охотхозяйственным соглашением от 25.08.2011 N 035.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Смышляев Валерий Викторович.
Решением суда от 20.03.2013 (судья Чернышова С.Л.) удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на то, что судами не указаны нормативные акты, содержащие запрет передачи прав по охотхозяйственным соглашениям.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Смышляев Валерий Викторович 29.06.2011 обратился в Министерство с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения сроком на 49 лет в отношении охотничьих угодий площадью 15500 га, закрепленных за ним распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2005 N 1271-р и долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира от 29.09.2006 серии О N 0001840.
Между Министерством (администрацией) и предпринимателем Смышляевым В.В. (охотпользователем) заключено охотхозяйственное соглашение 25.08.2011 N 035, по условиям которого охотпользователь принимал на себя обязательства по обеспечению проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создания охотничьей инфраструктуры, обеспечению внутрихозяйственного охотустройства, а, администрация принимала на себя обязательства по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно настоящему соглашению.
На основании принятого им решения от 04.05.2012 Смышляев Валерий Викторович прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В претензии от 13.11.2012 N 14/9567 Министерство со ссылкой на ст. 47 Федерального закона от 24.04. 1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) сообщило Смышляеву В.В. о расторжении с 12.11.2012 охотхозяйственного соглашения от 25.08.2011 N 035 в связи с утратой им статуса индивидуального предпринимателя, а также о том, что Смышляев В.В. исключается из реестра охотпользователей, с ним аннулируется разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания от 10.05.2012 серии 02 N 001.
В Министерство 19.11.2012 поступило письмо, в котором Смышляев В.В. просил рассмотреть возможность переуступки прав и обязанностей по охотхозяйственному соглашению от 25.08.2011 N 035 другому лицу.
Не обладая статусом индивидуального предпринимателя, Смышляев В.В. (сторона 1) 15.11.2012 оформил с обществом (сторона 2) договор о передаче прав и обязанностей по охотхозяйственному соглашению от 25.08.2011 N 035, согласно которому сторона 1 передает, а сторона 2 принимает в полном объеме все права и обязанности охтопользователя по охотхозяйственному соглашению.
В письме от 29.11.2012 N 14/10041 Министерство сообщило Смышляеву о том, что переоформление охотхозяйственного соглашения с передачей прав другому юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) законодательством об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов не предусмотрено.
Приказом Министерства от 14.12.2012 N 503п выданное предпринимателю Смышляеву В.В. разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания от 10.05.2012 серии 02 N 001, аннулировано.
В Министерство поступило заявление общества от 09.01.2012 N 73, подписанное директором Смышляевым В.В., о выдаче разрешения на содержание охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Министерство в письме от 21.01.2013 N 14/00390 отказало обществу в удовлетворении поданного заявления, так как с обществом не заключено охотхозяйственное соглашение.
Не согласившись с отказом Министерства, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности отказа Министерства, выраженного в письме от 21.01.2013 N 14/00390.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об охоте) в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Охотхозяйственные соглашения в соответствии со ст. 28 Закона об охоте заключаются с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями победителями аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, проводимыми органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном главой 4 вышеуказанного Федерального закона.
Статьей 47 Федерального закона "О животном мире" установлено, что право пользования животным миром прекращается соответственно полностью или частично, в том числе, в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей животным миром.
Судами установлено, что Министерством предпринимателю Смышляеву В.В. выдано разрешение от 10.05.2012 N 0001 на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, но в связи с прекращением с 4 мая 2012 г. Смышляевым В.В. своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя приказом Министерства от 14.12.2012 N 503п данное разрешение было правомерно аннулировано.
Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются в целях размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания или в целях их реализации в соответствии с гражданским законодательством (ч. 1 ст. 49 Закона об охоте).
Частью 2 ст. 49 Закона об охоте предусмотрено, что содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.
Такие же требования содержатся в Порядке выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, утвержденном Приказом Минприроды России от 24.12.2010 N 561 (далее - Порядок).
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что для получения разрешения заявитель подает в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования заявление о получении разрешения, в котором указывается: наименование (полное и сокращенное), организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя; русские и латинские названия видов, количество особей и половой состав охотничьих ресурсов, планируемых к содержанию и разведению; виды и цели деятельности, относящейся к содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (размещение охотничьих ресурсов в среде их обитания (и) или реализации); условия содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (границы и площади территорий, предполагаемых для полувольного содержания, описание и адреса объектов, предназначенных для содержания в искусственно созданной среде обитания); условия доставки охотничьих ресурсов заказчику или размещения их в среде обитания (вид транспорта, количество охотничьих ресурсов, планируемых к размещению в среде обитания); порядок размещения охотничьих ресурсов в среде обитания (виды и количество планируемых к выпуску в естественную среду обитания охотничьих ресурсов и планируемые сроки выпуска).
Согласно п. 9 Порядка к заявлению прилагаются заверенные заявителем копия охотхозяйственного соглашения, план вольера (место расположения, границы и площадь вольерного комплекса), проект содержания (разведения) охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, включающий расчет максимальной численности особей охотничьих ресурсов, допустимой к содержанию в вольере, рационы кормления животных и перечень противоэпизоотических мероприятий.
Основания для отказа в выдаче разрешения приведены в п. 11 Порядка, а именно: заявитель не является юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; заявителем не заключено охотхозяйственное соглашение; заявленные цели содержания и разведения охотничьих ресурсов не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 49 Закона об охоте; заявление подано с нарушением требований, установленных п. 8 и 9 настоящего Порядка.
Судами на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира у общества отсутствует, аукцион на право заключения охотхозяйственных соглашений не проводился, охотхозяйственные соглашения между Министерством и обществом не заключались.
При этом судами правильно указано, что общество правопреемником прекратившего свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя Смышляева В. В. не является.
Ссылка общества на договор о передаче прав и обязанностей от 15.12.2011, которым ему переданы права по охотхозяйственному соглашению от 25.08.2011 N 035, правильно отклонена судами, поскольку названный договор заключен сторонами с нарушением требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством об охоте.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемый отказ в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в пределах границ, установленных охотхозяйственным соглашением от 25.08.2011 N 035, выраженный в письме Министерства от 21.01.2013 N 14/00390, законным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и, по сути, направлены на переоценку конкретных фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2013 по делу N А07-1333/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лосиный остров" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 ст. 49 Закона об охоте предусмотрено, что содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.
Такие же требования содержатся в Порядке выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, утвержденном Приказом Минприроды России от 24.12.2010 N 561 (далее - Порядок).
...
Основания для отказа в выдаче разрешения приведены в п. 11 Порядка, а именно: заявитель не является юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; заявителем не заключено охотхозяйственное соглашение; заявленные цели содержания и разведения охотничьих ресурсов не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 49 Закона об охоте; заявление подано с нарушением требований, установленных п. 8 и 9 настоящего Порядка.
...
Ссылка общества на договор о передаче прав и обязанностей от 15.12.2011, которым ему переданы права по охотхозяйственному соглашению от 25.08.2011 N 035, правильно отклонена судами, поскольку названный договор заключен сторонами с нарушением требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством об охоте."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 июля 2013 г. N Ф09-6623/13 по делу N А07-1333/2013