Екатеринбург |
|
22 июля 2013 г. |
Дело N А76-17046/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Столярова А.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮрКон" (ИНН: 0278174761, ОГРН: 1100280044754); (далее - общество "ЮрКон") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2013 по делу N А76-17046/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "ЮрКон" - Ларионов А.Ю. (решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью "ЮрКон" от 01.03.2011 N 2).
Общество "ЮрКон" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Управление Росимущества), содержащим следующие требования:
- признать незаконным отказ Управления Росимущества, выразившийся в бездействии, а именно: в неутверждении и невыдаче схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, незаконном требовании представления кадастрового паспорта земельного участка для заключения договора купли-продажи;
- обязать Управление Росимущества утвердить и выдать схемы расположения двух земельных участков: 1) ранее учтенного с кадастровым номером 74:03:0707001:27 площадью 12 745 кв. м; 2) ранее учтенного с кадастровым номером 74:03:0707001:28 площадью 2556 кв. м - на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- взыскать с Управления Росимущества в пользу общества "ЮрКон" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. (с учетом уточнения исковых требований, принятых арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.01.2013 (судья Бастен Д.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЮрКон" просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, признать бездействие Управления Росимущества, выразившееся в невыдаче схем расположения земельных участков, незаконным, обязать Управление Росимущества выдать утвержденные схемы расположения земельных участков.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами неправильно применены нормы материального (ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации) и процессуального (ст. 168, 170, 198, 200, 201, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, противоречат установленным ими же по делу обстоятельствам, не применены подлежащие применению нормы закона, не согласен с выводами судов об отсутствии у ответчика обязанности по выдаче утвержденных органом местного самоуправления схем расположения земельных участков. Как считает Общество "ЮрКон", суд не учел, что обращение в орган местного самоуправления за выдачей схем предусматривает действие органа местного самоуправления по утверждению и выдаче этих схем заявителю, а заявителем применительно к данному действию является Управление Росимущества, поскольку оно как собственник обращается в орган местного самоуправления в соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, Управление Росимущества в рамках ст. 29 и п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обязано совершить совокупность действий: обратиться в орган местного самоуправления за выдачей утвержденных схем; получить утвержденные схемы от органа местного самоуправления; выдать утвержденные схемы обществу "ЮрКон".
Как установлено судами, общество "ЮрКон" является собственником шести нежилых зданий.
Пять из них ("ремонтно-строительный цех с бытовыми пристроями", "ящичное отделение", "петралатумная", "сушилка ремонтно-строительного цеха" и "столярная мастерская") предположительно расположены в границах земельного участка общей площадью 12 745 кв.м с кадастровым номером 74:03:0707001:27. Сведения об указанном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 11.04.2008. Данный земельный участок 12.04.2010 был снят с государственного кадастрового учёта (далее - ГКУ). В подтверждение данного обстоятельства в дело представлены копии решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Челябинской области от 03.11.2012 N Ф7400/12-111857 и кадастровой выписки о земельном участке от 19.12.2012 N 7400/101/12-486930.
Шестое здание ("наполнительная и склад баллонов") предположительно расположено в границах земельного участка общей площадью 2556 кв.м с кадастровым номером 74:03:0707001:28. Сведения об указанном земельном участке были внесены в ГКН также 11.04.2008, а 13.04.2010 данный земельный участок был снят с ГКУ. В дело представлены копии решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Челябинской области от 03.11.2012 N Ф7400/12-111855 и кадастровой выписки о земельном участке от 19.12.2012 N 7400/101/12-486934.
Из текстов кадастровых выписок от 19.12.2012 N 7400/101/12-486930, 7400/101/12-486934 следует, что ранее существовавшие земельные участки N 74:03:0707001:27 и 74:03:0707001:28 были сформированы из земельного участка общей площадью 269 776 кв.м с кадастровым номером 74:03:0000000:33, который был поставлен на ГКУ 03.06.2003 (кадастровая выписка от 10.05.2012 N 7400/101/12-116406).
Согласно выданному 14.12.2011 свидетельству о государственной регистрации права (повторное) 01.08.2006 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2005 N 2244-р в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 269 776 кв.м с кадастровым номером 74:03:0000000:33, расположенный по адресу: Челябинская обл., Ашинский р-он, г. Миньяр, ул. Советская, 10.
Общество "ЮрКон" обратилось к Управлению Росимущества с заявлениями от 18.05.2012 N 11 и N 13 о предоставлении в собственность земельных участков площадью 12 745 кв. м и 2556 кв. м, ранее учтенных с кадастровыми номерами 74:03:0707001:27, 74:03:0707001:28, расположенных по адресу: Челябинская обл., г. Миньяр, ул. Советская,10.
Обществом "ЮрКон" Управлению Росимущества также представлены заявления от 18.05.2012 N 12 и N 14 о выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте площадью 12 745 кв. м и 2556 кв. м, ранее учтенных с кадастровыми номерами 74:03:0707001:27, 74:03:0707001:28, расположенных по адресу: Челябинская обл., г. Миньяр, ул.Советская,10.
Рассмотрев обращения общества "ЮрКон", Управление Росимущества в письме от 07.06.2012 N 07893 сообщило заявителю следующее. В собственности Российской Федерации находится земельный участок общей площадью 269 776 кв. м с кадастровым номером 74:03:0000000:33. В отношении испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 74:03:0707001:27, 74:03:0707001:28 права в ЕГРП не зарегистрированы. В соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, заявитель должен представить кадастровые паспорта в отношении испрашиваемых земельных участков. Объектом купли-продажи могут быть только прошедшие ГКУ земельные участки. Кроме того, Управление Росимущества со ссылкой на п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации указало, что схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждает и выдаёт орган местного самоуправления. Таким образом, в удовлетворении заявлений общества "ЮрКон" было отказано.
Полагая, что отказ Управления Росимущества в утверждении и выдаче схем расположения земельных участков, в предоставлении последних в собственность заявителя путём выкупа, требование представить кадастровые паспорта в отношении испрашиваемых земельных участков являются незаконными, нарушают его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество "ЮрКон" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерности отказа Управления Росимущества в утверждении и выдаче схем расположения двух земельных участков. Суды исходили из того, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность утверждения и выдачи Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом схем расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Действия по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков осуществляет орган местного самоуправления. Кроме того, суд первой инстанции указал, что в данном случае Управление Росимущества должно было в соответствии со ст. 29, п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратиться в орган местного самоуправления за выдачей утвержденных схем.
Согласно заявленным требованиям общество "ЮрКон" по существу оспаривает не отказ в предоставлении земельных участков, а бездействие Управления Росимущества, выразившееся в неутверждении и невыдаче схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, а также в незаконном требовании представления кадастрового паспорта земельного участка для заключения договора купли-продажи.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в ГКН отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении ГКН этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Указанная норма регламентирует правоотношения по разработке, утверждению и выдаче схем земельных участков, наделяя соответствующими полномочиями орган местного самоуправления. Компетенция органа местного самоуправления распространяется на территорию муниципального образования, в границах которого расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимого имущества (здания, строения, сооружения).
Суды первой и апелляционной инстанций верно дают толкование указанной норме земельного законодательства, выраженное в том, что за органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение федеральными либо региональными землями, закрепляется право государственного органа обратиться в орган местного самоуправления с указанным заявлением об изготовлении и утверждении схем расположения земельных участков. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции верно указывает на тот факт, что разработка схем расположения земельных участков может быть произведена лишь в рамках начатой процедуры выкупа земельного участка, началом которой является обращение в уполномоченный на распоряжение конкретным земельным участком орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о выкупе.
С учетом заявленных обществом "ЮрКон" требований и изложенных норм суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества "ЮрКон", так как по существу данное общество просит признать незаконным бездействие Управления Росимущества, выразившееся в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельных участков, которое в силу ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации не наделено указанными полномочиями. Соответственно, доводы общества "ЮрКон" о том, что выводы судов противоречат установленным ими же по делу обстоятельствам, не принимаются.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2013 по делу N А76-17046/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮрКон" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в ГКН отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении ГКН этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
...
С учетом заявленных обществом "ЮрКон" требований и изложенных норм суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества "ЮрКон", так как по существу данное общество просит признать незаконным бездействие Управления Росимущества, выразившееся в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельных участков, которое в силу ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации не наделено указанными полномочиями. Соответственно, доводы общества "ЮрКон" о том, что выводы судов противоречат установленным ими же по делу обстоятельствам, не принимаются."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июля 2013 г. N Ф09-6058/13 по делу N А76-17046/2012