Екатеринбург |
|
19 июля 2013 г. |
Дело N А76-23544/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Гусева О. Г., Лимонова И. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области (далее - ответчик, заявитель, Военный комиссариат Челябинской области) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.02.2013 по делу N А76-23544/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации - Крапивина Ю.Н. (доверенность 31.01.2013 N 212/1590).
Открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с ответчика денежных средств в размере 66 356 руб. 76 коп., а также расходов по уплате госпошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены Управление Федерального казначейства по Челябинской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 22.02.2013 (судья Тиунова Т.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 (судьи Баканов В.В., Деева Г.А., Мальцева Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит указанные судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя, поскольку он не является в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страхователем по отношению к привлеченным гражданам, обязанность по оплате страховых взносов на него не может быть возложена.
У ответчика отсутствуют основания для возмещения учреждению расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ, с учетом страховых взносов, а у истца отсутствуют основания требовать компенсации расходов с учетом таковых.
Как следует из материалов дела, в период с 2009 по 2011 гг. на основании ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" работники общества исполняли воинскую обязанность в отделах Военного комиссариата Челябинской области.
За период исполнения воинской обязанности работниками Шайхитдиновым Р.Д. (июль, август 2011 г.), Отокиным А.А. (сентябрь 2011 г.), Азаматовым А.И., Загриевым P.M., Качаном Д.П., Коняшовым К.А., Петрушковым Н.В., Тараниным И.В., Трофимовым А.Н. (октябрь 2011 г.), Агаповым П.А., Азаматовым А.И., Гардановым К.М., Дорохиным И.В., Качаном Д.П., Константиновым К.К., Кулиевым Р.Ф., Лебедевым С.А., Овсеецем А.В. (ноябрь 2011 г.), Абзалутдиновым Р.Ш., Агаповым П.А., Вильчинским В.В., Изместьевым А.С, Качаном Д.П., Кулиевым Р.Ф., Лебедевым С.А., Меньшениным А.А., Петрушковым Н.В., Шабановым Н.В. (декабрь 2011 г.) истцом выплачен средний заработок в размере 61 516 руб. 88 коп., на который были начислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в размере 22 022 руб. 18 коп. на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с учетом писем Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2011 N 784-19, Министерства финансов РФ от 11.11.2011 N 03-03-06/2/170. Данное обстоятельство подтверждается справками о расходах, понесенных истцом.
Отделом Военного комиссариата Челябинской области по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска были компенсированы в полном объеме лишь расходы истца по выплате среднего заработка, компенсация расходов на оплату страховых взносов не производилась.
За период исполнения работниками Авралевым Д.Б., Афонькиным А.С, Ваниным СВ., Визинком Р.В., Злобиным А.С, Кужамберлиновым Ж.Ж., Кузьминым А.А., Пензиным Р.Ю., Подымовым М.Н., Щербиным П.С. (март 2009 г.), Афанасьевым Е.К., Ершовым А.Е., Шустиковым В.Н. (июль 2011 г.), Ануфриевым Д.А., Кинтушевым В.С. (август 2011 г.), Евенко Д.А. (сентябрь 2011 г.), Беляковым К.Ю., Варфоломеевым А.А., Гуселыциковым Т.В., Зайцевым Г.С., Ивановым М.И., Обидиным А.Ю., Перехожих А.А., Протасовым С.А., Салиховым Д.Р. (октябрь 2011 г.), Блиновым С.В., Бобылевым Б.В., Гуселыциковым Т.В., Николаевым И.Г., Обидиным А.Ю., Салиховым Д.Р., Яшиным Д.А. (ноябрь 2011 г.), Гаврилиным Е.С., Николаевым И.Г., Патрушевым С.А., Шафигуллиным И.Р. (декабрь 2011 г.) истцом был выплачен средний заработок в размере 80 894 руб. 61 коп. на который были начислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в размере 27 090 руб. 69 коп., что подтверждается справками о расходах, понесенных истцом.
Отделом Военного комиссариата Челябинской области по Ленинскому и Правобережному районам г. Магнитогорска частично компенсированы расходы общества по выплате среднего заработка в размере 80 209 руб. 66 коп., компенсация расходов на оплату страховых взносов не производилась. Задолженность ответчика по компенсации истцу расходов, связанных с выплатой среднего заработка, составила 684 руб. 95 коп. (80 894 руб. 61 коп. - 80 209 руб. 66 коп.).
За период исполнения воинской обязанности работником Никулиным В.П. (сентябрь, октябрь 2009 г.) истцом был выплачен средний заработок в размере 1826 руб. 81 коп. согласно справке о расходах, расчетному листку.
Отделом Военного комиссариата Челябинской области по городу Карталы, Карталинскому и Варненскому районам компенсация расходов общества по выплате среднего заработка не произведена, что подтверждается письмом начальника отдела Военного комиссариата Челябинской области по городу Карталы, Карталинскому и Варненскому районам от 17.01.2012 N 68.
За период исполнения работником Чутбасовым В.Р. (август 2011 г.) воинской обязанности в отделе Военного комиссариата Челябинской области по г. Пласт и Уйскому району был выплачен средний заработок в размере 7808 руб. 76 коп., на который были начислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в размере 2772 руб. 10 коп., что подтверждается справкой о расходах, понесенных истцом.
Отделом Военного комиссариата Челябинской области по г. Пласт и Уйскому компенсация расходов общества по выплате среднего заработка и оплате страховых взносов не произведена.
За период исполнения работниками Москаленко И.В. (сентябрь 2011 г.), Обатуровым С.М. (октябрь 2011 г.), Федотовым С.А. (ноябрь 2001 г.) воинской обязанности в отделе Военного комиссариата Челябинской области по Агаповскому и Кизильскому районам им был выплачен обществом средний заработок в размере 11 038 руб. 61 коп., на который были начислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в размере 3828, 66 руб., что подтверждается справками о расходах, понесенных истцом.
Отделом Военного комиссариата Челябинской области по Агаповскому и Кизильскому районам были компенсированы в полном объеме лишь расходы общества по выплате среднего заработка, компенсация расходов на оплату страховых взносов не производилась.
За период исполнения работником Кудрявцевым Н.В. (октябрь 2011 г.) воинской обязанности в отделе Военного комиссариата Челябинской области по Верхнеуральскому и Нагайбакскому районам ему был выплачен средний заработок в размере 898 руб. 65 коп., на который были начислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в размере 322 руб. 61 коп., что подтверждается справкой о расходах, понесенных истцом.
Отделом Военного комиссариата Челябинской области по Верхнеуральскому и Нагайбакскому районам были компенсированы в полном объеме лишь расходы общества по выплате среднего заработка, компенсация расходов на оплату страховых взносов не производилась.
Сумма задолженности Военного комиссариата Челябинской области по компенсации расходов, связанных с оплатой среднего заработка работникам, исполнившим воинскую обязанность, составляет: 10 320 руб. 52 коп. = (1 826 руб. 81 коп. + 684 руб. 95 коп. + 7 808 руб. 76 коп.); сумма компенсации расходов на оплату страховых взносов составляет: 56 036 руб. 24 коп. = (22022 руб. 18 коп. + 27 090 руб. 69 коп. + 2 772 руб. 10 коп. + 3 828 руб. 66 коп. + 322 руб. 61 коп.).
Ссылаясь на то, что Военный комиссариат Челябинской области не выплатил компенсацию расходов, понесенных истцом в связи с выплатой среднего заработка работникам в размере 10 320 руб. 52 коп., компенсацию расходов на оплату страховых взносов в размере 56 036 руб. 24 коп., общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704) установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил N 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В силу ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 указанного закона. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающим гражданином медицинского освидетельствования для решения вопроса о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, в указанном перечне не поименован.
Исходя из системного толкования перечисленных норм, в период прохождения указанного медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
Таким образом, учитывая, что истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), суды пришли к выводу о том, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами N 704.
Довод о том, что, поскольку Военный комиссариат Челябинской области не является страхователем по отношению к привлеченным гражданам, обязанность по оплате страховых взносов на него не может быть возложена, рассмотрен судами и отклонен.
С учетом п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ч. 1 ст. 7, ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, военный комиссариат обязан компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.02.2013 по делу N А76-23544/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области- без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
О.Г.Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из системного толкования перечисленных норм, в период прохождения указанного медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
Таким образом, учитывая, что истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), суды пришли к выводу о том, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами N 704.
...
С учетом п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ч. 1 ст. 7, ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, военный комиссариат обязан компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 июля 2013 г. N Ф09-6190/13 по делу N А76-23544/2012