Екатеринбург |
|
30 июля 2013 г. |
Дело N А07-12308/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Купреенкова В.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молочная усадьба" (далее - общество) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу N А07-12308/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Савельев А.А. (доверенность от 25.07.2013), Вальшин Х.А. (доверенность от 25.07.2013).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан заявлением к администрации городского округа город Уфа (далее - администрация) и Управлению по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа (далее - управление по земельным ресурсам) о признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельного участка в собственность общества, изложенного в письме от 13.06.2012 N 13601, обязании администрации и управления по земельным ресурсам вынести постановление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040610:2141 общей площадью 51 888 кв. м на праве собственности общества и направить договоры купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:040610:2141 общей площадью 51 888 кв. м (с учетом изменения предмета требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Правительство Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2012 (судья Насыров М.М.) заявленные требования удовлетворены. Отказ администрации от 13.06.2012 N 13601 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040610:2141 общей площадью 51 888 кв. м в собственность общества признан незаконным, не соответствующим ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. На администрацию и Управление по земельным ресурсам возложена обязанность вынести постановление о предоставлении указанного земельного участка в собственность общества и направить договор купли-продажи земельного участка.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда отменено. В удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, вывод судов об отнесении спорного земельного участка к рекреационной зоне противоречит действующему законодательству, поскольку данный земельный участок одновременно входит в рекреационную и жилую территориальную зону, а нахождение земельного участка в пределах нескольких территориальных зон не допускается. Заявитель полагает ошибочным говорить о наличии в пределах спорной территории земельного участка, отнесенного к зоне рекреационного назначения, в силу неопределенности границ части такого земельного участка. Заявитель считает, что данные о территориальных зонах спорного земельного участка не являются сведениями государственного кадастра, не могут быть оспорены, и кадастровый паспорт не является допустимым доказательством отнесения земельного участка к территориальной зоне рекреационного назначения и отсутствия у администрации полномочий по распоряжению им.
Как установлено судами, обществу на праве собственности принадлежит недвижимое имущество - нежилое здание зверофермы общей площадью 1773,10 кв. м, склада общей площадью 74,50 кв. м, свинарника общей площадью 74,50 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Октябрьский район городского округа г. Уфа, д. Зинино.
Государственная регистрация права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена 02.11.2007, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации.
Как усматривается из кадастрового паспорта, указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке, имеющим кадастровый номер 02:55:040610:2141. Названный земельный участок площадью 51 888 кв. м относится к землям населенных пунктов, разрешенным использованием земельного участка является размещение зверофермы, свинарника и склада. Особые отметки в кадастровом паспорте свидетельствуют о вхождении земельного участка в территориальную зону рекреационного назначения, индекс Р-1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округ город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4, и в территориальную зону - жилая зона, индекс Ж-1.
Общество 22.05.2012 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040610:2141 в собственность путем его продажи в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 13.06.2012 N 13601 Управление по земельным ресурсам отказало обществу в предоставлении земельного участка, мотивируя отказ тем, что решением Совета городского округа город Уфа от 22 августа 2008 года N 7/4 часть земельного участка находится в территориальной зоне рекреационного назначения, полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан. Кроме того, земельный участок расположен в границах красных линий.
Общество, полагая названный отказ в предоставлении земельного участка в собственность не соответствующим закону и нарушающим права собственника зданий и сооружений на приобретение занятого ими земельного участка, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что испрашиваемый заявителем земельный участок не является зарезервированным для муниципальных нужд и находится в составе действующих красных линий. Доказательств нахождения земельного участка в территориальной зоне рекреационного назначения не представлено.
Суд апелляционной инстанции, установив наличие оснований для отказа в удовлетворении требований общества, отменил решение суда первой инстанции. При этом апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 25.1 Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установлено, что Правительство Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается, в том числе, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе, отнесенными к территориальным зонам рекреационного назначения.
В полномочия органа местного самоуправления городского округа город Уфа входит распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфы, за исключением случаев, установленных ст. 25.1, 25.2 Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (статья 25.3 названного Закона).
В силу ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе рекреационным.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором, в том числе, устанавливаются территориальные зоны.
Как установлено судом апелляционной инстанции, испрашиваемый заявителем земельный участок в соответствии с градостроительным регламентом, утвержденным в составе Правил землепользования и застройки городского округа "Город Уфа" решением Совета городского округа "Город Уфа" 22.08.2008 N 7/4, находится в рекреационной зоне "Р-1"- зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров - для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку в соответствии с положениями Закона Республики Башкортостан от 05.04.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" распоряжение земельными участками, входящими в состав территориальных зон рекреационного назначения, отнесено к полномочиям Правительства Республики Башкортостан, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у администрации правовых оснований для решения вопроса о предоставлении спорного земельного участка в собственность обществу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что отказ администрации, являющейся неуполномоченным лицом по распоряжению испрашиваемым земельным участком, в предоставлении данного земельного участка не повлек и не мог повлечь нарушение прав общества, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть отнесен к территориальной зоне рекреационного назначения, подлежит отклонению, поскольку обстоятельства включения данного земельного участка в состав зоны рекреационного назначения не подлежат установлению в рамках рассматриваемого спора. Основания внесения указанных сведений в государственный кадастр недвижимости не оспорены.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу N А07-12308/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молочная усадьба" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе рекреационным.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором, в том числе, устанавливаются территориальные зоны."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июля 2013 г. N Ф09-6795/13 по делу N А07-12308/2012