Екатеринбург |
|
14 августа 2013 г. |
Дело N А07-17756/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" (далее - заявитель, общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2013 по делу N А07-17756/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель общества - Щербинина И.А. (доверенность от 28.05.2012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Росприроднадзор, управление) о признании незаконным отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, изложенного в письме от 31.07.2012 N 04-02/07136, и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи обществу документа об утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение со сроком действия с 28.06.2012 (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований).
Решением суда от 14.02.2013 (судья Чернышова С.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, полагая, что представленная им информация является достоверной; управлением нарушена форма принятия решения; Приложения к Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 (далее - Методические указания), не подлежат применению, так как не были опубликованы; заинтересованным лицом нарушен срок рассмотрения заявления общества, так как документы от общества получены управлением 28.06.2012, а письмо с оспоренным отказом получено заявителем лишь 13.08.2012.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 16.07.2010 и имеет основной государственный регистрационный номер 1100266000702.
Обществу 05.10.2011 выдана лицензия серии 002 N 00060 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности сроком действия до 05.10.2016.
Заявитель 18.11.2011 обратился в управление с заявлением N 102-30009-3588 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Промплощадки N 4 - Цех БОС, Мелеузовский район, д. Кутуш ООО "ПВК".
Управлением 10.01.2012 в адрес общества направлено письмо N 04-02/00008, которым общество поставлено в известность о принятии решения об отказе в установлении лимитов на размещение отходов для Промплощадки N 4 в связи с несоответствием представленных материалов нормативно-правовым актам по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Этим же письмом обществу предложено после доработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение представить исправленный проект в управление.
Общество 27.06.2012 вновь обратилось в управление с заявлением N 102-114 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Промплощадки N 4. Заявление получено управлением 28.06.2012, что следует из входящей отметки на заявлении.
В ответ на это заявление письмом от 31.07.2012 N 04-02/07136 Росприроднадзор вновь указал на принятие решения об отказе в установлении лимитов на размещение отходов для Промплощадки N 4 в связи с несоответствием представленных материалов нормативно-правовым актам по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в том числе не устраненным по ранее выданным замечаниям в письме от 10.01.2012 N 02-04/00008.
В названном письме приведены следующие замечания:
1) в заявлении необходимо указывать данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, а не внесение изменений;
2) не для всех отходов представлены копии действующих документов, подтверждающих возможность передачи;
3) действие лицензии общества с ограниченной ответственностью "Наптон" прекращено в связи со сменой места осуществления деятельности;
4) в составе проекта необходимо представлять копии документов, подтверждающих передачу отходов непосредственно для размещения, использования, обезвреживания, либо с переходом права собственности.
После доработки проекта исправленный проект предложено представить в управление.
Полагая, что управлением нарушены его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суды пришли к выводу о законности оспоренного отказа.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью (п. 1 ст. 22 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порадок).
В соответствии с п. п. 5 и 7 Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями. Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; б) следующие документы: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
В случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 9 Порядка).
В соответствии с п. 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.
Методическими указаниями определен единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов образования отходов и лимитов на их размещение (п. 2 Методических указаний).
Требования к форме и содержанию разрабатываемого и оформляемого хозяйствующими субъектами проекта образования отходов и лимитов на их размещения приведены в Приложениях N 1, 2 и 3 к Методическим указаниям.
Судами обоснованно учтено, что Методические указания опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов от 14.04.2008 N 15 без приложений. Между тем при наличии ссылки на указанные приложения в тексте опубликованных Методических указаний, основания для их неприменения отсутствуют.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в нарушение требований п. 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обществом в заявлении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вместо сведений о документе, подтверждающем факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, представлены сведения о свидетельстве о внесении изменений в учредительные документы общества от 12.08.2011 серии 02 N 6500116).
Кроме того, в представленном заявителем проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение управлением выявлены неточности, искажения и неполнота сведений.
В частности, не для всех отходов представлены копии документов, подтверждающих возможность их передачи другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения, в соответствии с п. 23 Методических указаний.
В представленной заявителем в составе проекта копии договора от 01.09.2011 с обществом с ограниченной ответственностью "Экополигон", в перечне отходов, передаваемых для размещения, не содержатся сведения об отдельных видах отходов, которые, в соответствии с таблицей "Реквизиты (сведения) о организациях - поставщиках и потребителях отходов" проекта, передаются обществу с ограниченной ответственностью "Экополигон": отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедших в остальные пункты (920 000 00 00 00 0); абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (314 043 02 01 99 5); электрические лампы накаливания отработанные и брак (923 101 00 01 99 5); отрезки и обрывки тканей смешанных (581 011 08 01 99 5); прочие отходы бумаги незагрязненные (187 199 01 01 00 5).
Также по отходу "549 030 03 01 03 4 сальниковая набивка асбесто-графитовая, промасленная (содержание масла менее 15%)" в разделе проекта "Схема операционного движения отходов" цель передачи отхода указана - "сбор с целью передачи для обезвреживания" потребителем - обществом "Экополигон" по договору от 01.09.2011 N 199.
Между тем, судами установлено, что указанный договор сведений о переходе права собственности на отходы не содержит, а представленный договор между обществми "Экополигон" и НПП "Наптон" от 03.02.2012 N НПП000305 на сбор и обезвреживание отходов не предусматривает передачу отходов заявителю.
Кроме того, как следует из сообщения общества "Наптон", действие его лицензии прекращено в связи со сменой места осуществления деятельности и продажей оборудования по обезвреживанию отходов.
Указанные недостатки выявлены управлением при оценке представленного обществом заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и послужили основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении такого заявления.
Судами определено, что как в письме от 10.01.2012 N 04-02/00008, так и в оспоренном письме от 31.07.2012 N 04-02/07136 управлением приведено нормативное обоснование принятого решения (содержатся ссылки на положения Методических указаний и Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).
Судами также учтено, что специальные требования к форме принятия решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение нормативно не установлены, а довод общества о несоответствии таким требованиям оспоренного ненормативного правового акта, оформленного в виде письма, обоснованно отклонен.
Несоответствие заявления общества и приложенных к нему документов нормативным требованиям подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали несоответствие нормативным требованиям заявления общества и приложенного к нему проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, что в силу п. 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, является основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Ссылка заявителя на нарушение заинтересованным лицом установленного срока на принятие оспоренного решения обоснованно отклонена судами, поскольку исходя из даты принятия управлением заявления общества (28.06.2012) решение от 31.07.2012 следует признать принятым в пределах 30 рабочих дней срока, что соответствует сроку, установленному п. 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2013 по делу
N А07-17756/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ПромВодоКанал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 августа 2013 г. N Ф09-7924/13 по делу N А07-17756/2012