Екатеринбург |
|
16 августа 2013 г. |
Дело N А60-48798/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Лимонова И.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ОГРН 1026605396817, ИНН 6662078828; далее - Министерство, ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2013 по делу N А60-48798/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства - Мокрушина А.С. (доверенность от 24.12.2012 N 06-01-82/7237);
сельскохозяйственного производственного кооператива "Невьянский" колхоз (ИНН 6621009286, ОГРН 1036601181979; далее - кооператив "Невьянский", истец) - Огонян Ю.Р. (доверенность от 01.08.2012 б/н).
Кооператив "Невьянский" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству о взыскании за счет средств казны Свердловской области убытков в виде неполученных субсидий для возмещения затрат на приобретение двух единиц трактора Беларус-1221 в рамках подписанного сторонами соглашения от 09.11.2011 N 269 в сумме 438 440 руб. 69 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 28.02.2013 (судья Мыльникова В.С.) исковые требования удовлетворены, в пользу кооператива "Невьянский" взыскано 438 440 руб. 69 коп. убытков.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 (судьи Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя жалобы, совокупность условий для возмещения убытков (противоправность действий Министерства, вина Министерства и наличие причинно - следственной связи между незаконными действиями причинителя вреда и возникшими убытками) истцом не доказана, судами не установлена, положения ст. 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации применены неправильно.
В отзыве на кассационную жалобу кооператив "Невьянский" просит оставить жалобу без удовлетворения, судебные акты - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, кооператив "Невьянский", являющийся сельскохозяйственным товаропроизводителем, в соответствии с Порядком предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота или реализации сельскохозяйственной продукции, утвержденным постановлением правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-ПП (далее - Порядок от 08.02.2011 N 83-ПП), обратился в уполномоченный орган для получения субсидии.
Комиссией по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области (далее - Комиссия) 19.05.2011 принято решение об одобрении бизнес - проекта и предоставлении государственной поддержки из средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат, в том числе на приобретение сельскохозяйственной техники - тракторов Беларус-1221 в количестве 2 единиц.
Министерством и кооперативом "Невьянский" подписано соглашение от 09.11.2011 N 269, по условиям которого Министерство (в соответствии с лимитом бюджетных ассигнований) предоставляет кооперативу "Невьянский" колхоз средства областного бюджета в виде субсидий, предусмотренных на возмещение части затрат получателя на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции в сумме 613 140 руб. для возмещения затрат на приобретение тракторов Беларус-1221 в количестве 2 единиц и линии по розливу молока. Согласно п. 2 соглашения субсидии перечисляются на расчетный счет получателя при условии предоставления документов, указанных в п. 3.3.1 соглашения.
В ноябре 2011 года истцом приобретены два трактора Беларус-1221 на общую сумму 1 486 239 руб. 66 коп. (договоры купли-продажи от 06.06.2011
N 1613769, N 16137701, акты приема-передачи от 03.11.2011).
В целях получения субсидии, истец обратился в территориальный орган Министерства с заявлением о предоставлении субсидии, приложив справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым платежам; документ с указанием номера счета получателя, открытого в российской кредитной организации для перечисления субсидии; договор купли-продажи техники, оборудования; платежные поручения, подтверждающие оплату; счета-фактуры, накладные, акт приема-передачи основных средств (форма N ОС-1); акт приемки оборудования (форма N ОС-14) или акт сдачи приобретенного оборудования в монтаж (форма N ОС-15); свидетельство регистрации машины (паспорта на сельскохозяйственную технику и оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции).
Комиссией принято решение от 22.11.2011 о внесении изменений в решение от 19.05.2011 и отказе кооперативу "Невьянский" в предоставлении субсидий на приобретение 2 единиц трактора Беларус-1221 на сумму 569 350 руб.
Не согласившись с отказом комиссии в предоставлении субсидии, кооператив "Невьянский" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Комиссии от 22.11.2011.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2012 по делу N А60-13532/2012 решение Комиссии от 22.11.2011 в части отказа кооперативу "Невьянский" в предоставлении субсидии в сумме 569 350 руб. на приобретение тракторов Беларус-1221 в количестве 2 единиц признано недействительным. В остальной части требований отказано.
Поскольку в целях получения субсидии истцом совершены действия по приобретению в собственность двух тракторов, субсидия не выплачена, возможность ее получения в связи с изменением порядка получения утрачена, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика убытков, причиненных незаконной невыплатой субсидии.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались ст. 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядком от 08.02.2011 N 83-ПП, и исходили из наличия правовых оснований для взыскания понесенных истцом убытков.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными исходя из следующего.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельствами, подлежащими доказыванию в данном деле, являются: противоправность действий (бездействия) ответчика, размер понесенных убытков, причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками истца, вина ответчика.
Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов.
Во исполнение данного Закона принято постановление правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-ПП, которым утвержден Порядок от 08.02.2011 N 83-ПП.
За получением субсидии вправе обратиться лица, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области и прошедшие отбор в порядке, предусмотренном постановлением правительства Свердловской области от 29.12.2007 N 1374-ПП "О комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета".
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением N 1374-ПП, Комиссия, которой планируется предоставление субсидий из областного бюджета, создается для отбора юридических лиц, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В соответствии с п. 12 Порядка от 08.02.2011 N 83-ПП для получения субсидии получатель ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в управление или Министерство, в случае отсутствия управления на соответствующей территории, справку-расчет о причитающихся субсидиях на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции (далее - справка-расчет), по форме согласно приложению N 1 к данному порядку и заверенные получателем копии следующих документов: договора купли-продажи техники, оборудования; платежных поручений, подтверждающих оплату; счета-фактуры, накладной, акта приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1); акта приемки оборудования (форма N ОС-14) или акта сдачи приобретенного оборудования в монтаж (форма N ОС-15); свидетельства о регистрации машины или паспорта на сельскохозяйственную технику и оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
На основании исследования и оценки представленных доказательств, доводов и возражений сторон в соответствии с требованиями ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сочли, что материалами дела подтверждены противоправность действий ответчика, направленных на незаконный отказ в предоставлении субсидий, вина причинителя вреда, размер убытков и наличие причинной связи между действиями ответчика по неправомерному отказу в предоставлении субсидий и понесенными убытками.
Судами установлено, что истцом в целях получения субсидии представлены в Министерство все необходимые документы, предусмотренные п. 12 Порядка от 08.02.2011 N 83-ПП.
Отказ в предоставлении государственной поддержки согласно решению Комиссии от 22.11.2011 мотивирован тем, что Министерством выявлено приобретение открытым акционерным обществом "Рослизинг" тракторов со скидкой в размере 50 процентов, которые по данной цене реализованы впоследствии кооперативу "Невьянский".
Незаконность отказа в предоставлении субсидии подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2012 по делу N А60-13532/2012.
Несение истцом расходов, которые напрямую связаны с целью получения права на субсидию (приобретение истцом сельскохозяйственной техники общей стоимостью 1 486 239 руб. 66 коп. по договорам купли-продажи от 06.06.2011 N 1613769, N 16137701), подтверждено материалами дела.
Рассчитанный истцом размер субсидии не превышает размеры, установленные п. 6 Порядка от 08.02.2011 N 83-ПП и п. 1 решения комиссии от 01.07.2011 N 5 о размере доли субсидии. Возражений относительно правильности расчета размера субсидии, определенной истцом, Министерством не представлено.
Обязанность по предоставлению спорной субсидии прямо предусмотрена соглашением от 09.11.2011 N 269, неправомерные действия Комиссии повлекли невозможность получения возмещения понесенных затрат, несмотря на выполнение истцом всех возложенных на него обязанностей. Доказательств принятия решения о выделении субсидии или исполнения обязательств, принятых по соглашению от 09.11.2011, ответчиком не представлено.
Таким образом, вывод судов о наличии оснований, предусмотренных ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, является верным, исковые требования о взыскании убытков в сумме 438 440 руб. 69 коп. удовлетворены правомерно.
Довод заявителя жалобы о том, что Министерство не принимало решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) главе хозяйства субсидий, поскольку принятие данных решений входит в полномочия комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, являлся предметом исследования судов обеих инстанций, ему дана надлежащая правовая оценка.
Как правильно указали суды, именно Министерство является органом, наделенным полномочиями по выдаче субсидий и контролирующими функциями в рамках упомянутой процедуры.
Поскольку Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий в соответствии с Законом Свердловской области от 19.12.2008 N 119-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", требование истца о взыскании убытков подлежит удовлетворению за счет средств казны Свердловской области в лице Министерства.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они были предметом исследования судов и по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2013 по делу N А60-48798/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
И.В. Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Положением, утвержденным постановлением N 1374-ПП, Комиссия, которой планируется предоставление субсидий из областного бюджета, создается для отбора юридических лиц, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
...
Незаконность отказа в предоставлении субсидии подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2012 по делу N А60-13532/2012.
...
Обязанность по предоставлению спорной субсидии прямо предусмотрена соглашением от 09.11.2011 N 269, неправомерные действия Комиссии повлекли невозможность получения возмещения понесенных затрат, несмотря на выполнение истцом всех возложенных на него обязанностей. Доказательств принятия решения о выделении субсидии или исполнения обязательств, принятых по соглашению от 09.11.2011, ответчиком не представлено.
Таким образом, вывод судов о наличии оснований, предусмотренных ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, является верным, исковые требования о взыскании убытков в сумме 438 440 руб. 69 коп. удовлетворены правомерно."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 августа 2013 г. N Ф09-7278/13 по делу N А60-48798/2012