Екатеринбург |
|
19 августа 2013 г. |
Дело N А07-17869/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е. Г.,
судей Тимофеевой А. Д., Громовой Л. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2013 по делу N А07-17869/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мастер и К-Уфа" (далее - общество "Мастер и К-Уфа") о взыскании предоставленной субсидии в сумме 300 000 руб.
Определением суда от 12.02.2012 произведена процессуальная замена истца - Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму на правопреемника - Министерство экономического развития Республики Башкортостан (далее - Министерство).
Решением суда от 12.02.2013 (судья Галимова Н.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 (Ершова С.Д., Забутырина Л.В., Хороненко М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, на нарушение норм материального и процессуального права. При этом заявитель указывает на то, что условия предоставления субсидии, установленные Республиканской программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2010 N 64 (далее - Программа), и договором о субсидировании, ответчиком не исполнены, в частности, обществом "Мастер и К-Уфа" не представлены отчеты о фактическом использовании полученных денежных средств, а также сохранении создании рабочих мест, отчеты об эффективности деятельности, в связи с чем полагает, что указанные нарушения в силу п. 7.3.12 Программы, п. 5.2 договора о субсидировании являются основанием для возврата предоставленной субсидии. По мнению заявителя, представленный ответчиком после истечения срока отчет об эффективности нельзя рассматривать как надлежащее исполнение обязательства, поскольку отметок налогового органа о принятии отчетности указанный документ не содержит, копии почтовых уведомлений об отправке либо протоколов входного контроля к нему не приложено. Кроме того, заявитель указывает на то, что обществом "Мастер и К-Уфа" не исполнена обязанность по созданию второго рабочего места в течение календарного года с момента заключения договора.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с Республиканской программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010-2011 годы, комиссией по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму принято решение, оформленное протоколом от 13.04.2011 N 4, о предоставлении субсидии на начальной стадии становления бизнеса в том числе обществу "Мастер и К-Уфа".
Между Комитетом и обществом "Мастер и К-Уфа" (получатель) заключен договор о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса от 10.05.2011 N 11, в соответствии с условиями которого Комитет обязался перечислить получателю субсидию в размере 300 000 руб., а получатель обязался использовать выделенную субсидию по целевому назначению в соответствии со сметой расходов; ежеквартально представлять в Комитет отчет о фактическом использовании полученных денежных средств, а также сохранении и создании рабочих мест в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом по установленной форме; предоставлять в Комитет отчет об эффективности деятельности по итогам года не позднее 10 апреля 2012 года по установленной форме; обеспечить сохранение 1-го рабочего места и создание 1-го рабочего места в течение календарного года с момента заключения договора (п. 1.2, 2.1.1, 2.2 договора).
Предоставление субсидии подтверждено платежным поручением от 27.05.2011 N 260825.
Письмом от 16.08.2012 N ВУ-12/2489 Комитет на основании пункта 7.2.21 Программы, Приказа от 10.08.2012 N 182/о уведомил общество "Мастер и К-Уфа" о необходимости возврата выделенных бюджетных средств в связи с нарушением условий субсидирования в части предоставления отчетов.
Невыполнение обществом "Мастер и К-Уфа" требований, изложенных в уведомлении, послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела целевого использования ответчиком полученных средств, предоставления в Комитет необходимой отчетности.
Арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законами Республики Башкортостан "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан" от 28.12.2007 N 511-з, "О бюджете Республики Башкортостан на 2010 год" от 02.12.2009 N 187-з и "О бюджете Республики Башкортостан на 2011 год" от 29.11.2010 N 328-з Правительством Республики Башкортостан утверждена Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010 - 2011 годы.
Программой определены условия и порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в республике, в том числе, финансовой поддержки в виде субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса.
В п. 7.3.12. Программы предусмотрено, что субъект малого предпринимательства обязан возвратить субсидию (часть суммы субсидии) в бюджет Республики Башкортостан при выявлении факта ее нецелевого использования в нарушение условий ее предоставления, установленных Программой и заключенным договором, либо в случае образования остатка неиспользованной субсидии в порядке, установленном соответственно п. 7.2.21 и 7.2.22 Программы.
Согласно п. 5.1 договора о субсидировании получатель несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии, установленных Программой и настоящим договором, полученные средства подлежат возврату в доход республиканского и (или) федерального бюджета в порядке, предусмотренном пунктом 7.2.21 Программы (п. 5.2 договора о субсидировании).
Исходя из анализа названных положений, суды пришли к выводу о том, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях: нецелевого использования бюджетных средств; неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии.
При этом проанализировав условия договора о субсидировании, разделы 7.1, 7.3 Программы, суды установили, что указанные документы не относят обязанность получателя по предоставлению отчетности к условиям предоставления субсидии.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела договор поставки оборудования от 11.11.2010 N 3, счет-фактуру от 09.07.2011 N 1, товарную накладную от 09.07.11 N1, платежное поручение от 01.06.2011 N 6, принимая во внимание, что ответчиком сохранено одно, а также создано еще одно рабочее место (трудовой договор от 01.08.2012 N 2), пришли к выводу о доказанности материалами дела целевого использования ответчиком полученных по Программе денежных средств.
Поскольку оснований, при наличии которых Программа и договор о субсидировании возлагают на ответчика обязанность по возврату полученной субсидии, судами, исходя из заявленных доводов и оценки представленных в материалы дела доказательств не установлено, учитывая, что непредставление обществом "Мастер и К-Уфа" установленной договором отчетности не влечет обязанность последнего возвратить субсидию, вывод судов об отказе в удовлетворении иска является правильным.
Кроме того, из материалов дела следует и судами установлено, что отчеты о фактическом использовании полученных денежных средств, сохранении и создании рабочих мест, об эффективности деятельности по итогам года с документами, подтверждающими указанные в отчетах сведения, представлены ответчиком в Комитет 25.12.2012, в период судебного разбирательства между сторонами (л.д. 119-144, т. 1).
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции являются нарушение норм материального права или норм процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 286 названного Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов первой и апелляционной инстанций исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов на нее.
Вместе с тем доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, поскольку заявлены без учета норм ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключающих из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2013 по делу N А07-17869/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экономического развития Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Г.Сирота |
Судьи |
А.Д.Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законами Республики Башкортостан "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан" от 28.12.2007 N 511-з, "О бюджете Республики Башкортостан на 2010 год" от 02.12.2009 N 187-з и "О бюджете Республики Башкортостан на 2011 год" от 29.11.2010 N 328-з Правительством Республики Башкортостан утверждена Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010 - 2011 годы.
...
Согласно п. 5.1 договора о субсидировании получатель несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 августа 2013 г. N Ф09-7409/13 по делу N А07-17869/2012