Екатеринбург |
|
20 августа 2013 г. |
Дело N А07-20371/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Столярова А.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А07-20371/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Ханнанова А.Р. (доверенность от 29.12.2012 N 185);
индивидуального предпринимателя Давлеткулова Рашита Галямовича (далее - предприниматель Давлеткулов Р.Г.) - Яхин Ф.Ф. (доверенность от 12.08.2013);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра по Республике Башкортостан) - Иркабаев А.М. (доверенность от 26.03.2013 N 213-22).
Предприниматель Давлеткулов Р.Г. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о признании незаконным решения Управления Росреестра по Республике Башкортостан об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 04.07.2012 N 27, изложенного в письме (сообщении) от 28.08.2012 N 03/012/2012-8; о возложении на Управление Росреестра по Республике Башкортостан обязанности зарегистрировать договор аренды лесного участка от 04.07.2012 N 27 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, администрация муниципального района "Благовещенский район" Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2013 (судья Архиереев Н.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение Управления Росреестра по Республике Башкортостан, изложенное в письме от 28.08.2012 N 03/012/2012-8, об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 04.07.2012 N 27 незаконным ввиду его несоответствия ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также возложил на регистрирующий орган обязанность зарегистрировать названную сделку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель полагает, что план-схема лесного участка, прилагаемый к договору, содержащий графическое и/или текстуальное описание лесного участка к договору аренды, согласованный сторонами, обладает всеми индивидуализирующими признаками объекта недвижимости и является законным основанием государственной регистрации. По мнению заявителя, суд первой инстанции правомерно признал отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка, являющегося ранее учтенным объектом недвижимости, незаконным. Заявитель считает, что сам факт раздела лесного участка с кадастровым номером 02:15:000000:0062 и присвоение ему статуса "архивный" еще не свидетельствует о том, что он прекратил свое существование как объект гражданского оборота и не является учтенным объектом недвижимости, равно как и не свидетельствует о том, что лесной участок с кадастровым номером 02:15:000000:282 образован из другого участка. Заявитель также указывает, что выводы апелляционной инстанции о том, что положения ст. 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не применяются к спорным правоотношениям и представленный заявителем план-схема расположения и границ лесного участка не соответствует требованиям действующего законодательства, были сделаны неправомерно. Следовательно, предоставление кадастрового паспорта в отношении передаваемого в аренду лесного участка не требовалось.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Давлеткулов Р.Г. просит кассационную жалобу министерства удовлетворить в полном объеме и отменить постановление апелляционного суда.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Республике Башкортостан просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, считает доводы, изложенные в кассационной жалобе, необоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что Министерством 14.06.2012 было вынесено распоряжение N 822-р о предоставлении предпринимателю Давлеткулову Р.Г. в аренду сроком до 05.06.2061 лесного участка площадью 1,9 га, расположенного в Благовещенском районе Республики Башкортостан, государственное бюджетное учреждение "Уфимское лесничество", Благовещенское участковое лесничество, квартал N 170, выдел N 1, для строительства и эксплуатации линейного объекта - размещение погрузочно-разгрузочного пункта.
Между министерством (арендодатель) и предпринимателем Давлеткуловым Р.Г. (арендатор) 04.07.2012 был подписан договор аренды N 27, согласно п. 1.1, 1.2 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду лесной участок площадью 1,9 га, который имеет следующее местоположение: Республика Башкортостан, муниципальный район Благовещенский район, государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Уфимское лесничество", благовещенское участковое хозяйство, квартал N 170, выдел 1. Предоставленный лесной участок является частью земельного участка, который согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 14.04.2004 серии 02 АА N 230012 находится в собственности Российской Федерации, номер объекта 02:15:00 00 00:0062. Номер учетной записи в Государственной лесном реестре 11800147-12-13-27. План-схема расположения лесного участка и его границы указаны в приложении N 1, которое подписано сторонами.
Земельный участок более 80 000 га с кадастровым номером 02:15:000000:62, категория земель "земли лесного фонда", вид разрешенного использования "для ведения лесного хозяйства", расположенный в Благовещенском районе Республики Башкортостан, был поставлен на государственный кадастровый учет 20.12.2002.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.04.2004 была внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 800 220 000 кв. м с кадастровым номером 02:15:000000:0062.
В результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 02:15:000000:62 в соответствии с постановлением главы администрации муниципального района Благовещенский район республики Башкортостан от 08.05.2007 N 756 был образован земельный участок с кадастровым номером 02:15:000000:282. Земельный участок общей площадью 208 979 276 кв. м с кадастровым номером 02:15:000000:282, состоящий только из земель лесного фонда (категория) и предназначенный для ведения лесного хозяйства (вид разрешенного использования), был поставлен на государственный кадастровый учет 07.06.2007.
Земельный участок с кадастровым номером 02:15:000000:62 был переведен 06.06.2007 в статус "архивный".
Предприниматель Давлеткулов Р.Г. 09.07.2012 обратился в Управление Росреестра по Республике Башкортостан с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 04.07.2012 N 27.
В сообщении от 28.08.2012 N 03/012/2012-8 Управление Росреестра по Республике Башкортостан отказало предпринимателю Давлеткулову Р.Г. в государственной регистрации договора аренды на лесной участок на основании абз. 10, 12 п. 1, 1.2 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В обоснование отказа Управление Ростреестра по Республике Башкортостан сослалось на то, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии законом для государственной регистрации прав, а именно документ (кадастровый паспорт), подтверждающий постановку объекта аренды (лесного участка) на государственный кадастровый учет.
Предприниматель Давлеткулов Р.Г., полагая, что данный отказ в государственной регистрации договора аренды не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматривающим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на спорные правоотношения распространяется норма ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", допускающая передачу лесных участков в аренду при отсутствии их государственного кадастрового учета. Суд установил, что объект аренды в данном случае прошел необходимый государственный учет, индивидуализирован в соответствии с требованиями закона, в связи с чем признал требования предпринимателя Давлеткулова Р.Г. правомерными и удовлетворил их.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В рассматриваемом случае оспариваемый отказ Управления Ростреестра по Республике Башкортостан в государственной регистрации мотивирован тем, что регистрирующему органу не представлены документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесного участка, являющегося предметом представленного на государственную регистрацию договора аренды.
На основании ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 данного Кодекса. В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статьей 4.1 Вводного закона предусмотрено, что до 01 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями ч. 1, 2, 4 и 5 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.4 Вводного закона установлено, что в случае, если до 01 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из материалов дела, являющийся предметом аренды лесной участок общей площадью 1,9 га входит в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 02:15:000000:0062 и образован из него. В деле не имеется доказательств, подтверждающих, что названный участок имеет отдельную сформированную часть, которая поставлена на государственный кадастровый учет.
Судом апелляционной инстанции установлено, что являющийся предметом договора аренды от 04.07.2012 N 27 лесной участок на момент подписания указанного договора как самостоятельный объект права в установленном законом порядке не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен.
Принимая во внимание, что являющийся предметом договора аренды лесной участок, образован из участка лесного фонда с кадастровым номером 02:15:000000:62, в отношении которого 20.12.2002 проведен государственный кадастровый учет, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае предоставление спорного участка не относится к случаю, предусмотренному ст. 4.1 Вводного закона, и при передаче спорного участка в аренду он должен быть поставлен на государственный кадастровый учет.
Следовательно, правила ст. 4.1, 4.2 Вводного закона не подлежат применению к спорным правоотношениям. Представленный заявителем план-схема расположения и границ лесного участка не соответствует требованиям действующего законодательства.
Исходя из п. 2, 3 ст. 26 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу п. 2 и 3 ст. 26 и п. 10 ст. 33 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Поэтому в соответствии со ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ Управления Ростреестра по Республике Башкортостан в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 04.07.2012 N 27 соответствует действующему законодательству.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о законности отказа Управления Росреестра по Республике Башкортостан в государственной регистрации договора аренды спорного лесного участка, в связи с этим правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании вышеуказанных норм права с учетом установленных обстоятельств и не являются основанием для отмены постановления апелляционного суда.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А07-20371/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу п. 2 и 3 ст. 26 и п. 10 ст. 33 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2013 г. N Ф09-7700/13 по делу N А07-20371/2012