Екатеринбург |
|
23 августа 2013 г. |
Дело N А50-865/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И. В.,
судей Анненковой Г. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Толочко Николая Николаевича (далее - Толочко Н.Н.) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.03.2013 по делу N А50-865/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Толочко Н.Н. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными решения ИФНС России по Свердловскому району г. Перми (далее - инспекция) об исключении ГСК N 5 "Сигнал" (ОГРН 1035900494992) из ЕГРЮЛ и записи в ЕГРЮЛ от 17.09.2012 N 2125904154220 об исключении ГСК N 5 "Сигнал" из ЕГРЮЛ; о возложении на инспекцию обязанности внести запись о ГСК N 5 "Сигнал" (ОГРН 1035900494992) в ЕГРЮЛ как о действующем юридическом лице.
Решением суда от 11.03.2013 (судья Муталлиева И.О.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 (судьи Грибиниченко О.Г., Васева Е.Е., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Толочко Н. Н. просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя, ГСК N 5 "Сигнал" осуществляет свою деятельность с момента создания и до настоящего времени без каких-либо перерывов. Толочко Н. Н. полагает, что из положений ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) не следует, что наличие признаков недействующего юридического лица императивно влечет его исключение из ЕГРЮЛ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что ГСК N 5 "Сигнал" зарегистрирован в качестве юридического лица 09.09.1983, 09.01.2003 присвоен основной государственный регистрационный номер 1035900494992.
Регистрирующим органом 25.05.2012 принято решение N 375 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ГСК N 5 "Сигнал" из ЕГРЮЛ. В данном решении содержится информация о том, что в случаях, если решение о предстоящем исключении затрагивает права и законные интересы самого кооператива, кредиторов или иных лиц, не позднее трех месяцев со дня опубликования решения данным лицом может быть направлено соответствующее заявление в ИФНС России по Свердловскому району г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, 21.
Информация о предстоящем исключении недействующего юридического лица ГСК N 5 "Сигнал" из ЕГРЮЛ (решение от 25.05.2012 N 375 и сообщение) 30.05.2012 опубликованы в печатном издании - журнал "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 21 (379).
Инспекцией 17.09.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении ГСК N 5 "Сигнал" из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего деятельность.
Заявитель, не согласившись с исключением ГСК из ЕГРЮЛ, полагая, что действия регистрирующего органа по внесению соответствующей записи о прекращении деятельности общества являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закон N 129-ФЗ юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо), может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Законом. Недействующим юридическим лицом является юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.
Согласно п. 2, п. 3 данной статьи при наличии одновременно всех указанных в п. 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Указанное решение должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. С указанного момента в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующее лицо, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица, могут направить в регистрирующий (налоговый) орган заявление.
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно п. 7, 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, для признания юридического лица недействующим необходимо наличие в совокупности двух признаков, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Материалами дела подтверждается и заявителем по делу не опровергнуто наличие у ГСК N 5 "Сигнал" признаков недействующего юридического лица: налоговая и бухгалтерская отчетность кооперативом не представлялась; сведения об открытых банковских счетах отсутствуют.
При этом суды верно установили, что заинтересованным лицом соблюден установленный ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. На момент внесения оспариваемой записи в ЕГРЮЛ каких-либо заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ, в инспекции не поступало.
Учитывая, что заявителем право на подачу соответствующего заявления в налоговый орган не реализовано при имеющейся возможности (полном соблюдении налоговым органом порядка исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ), суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания решения налогового органа об исключении кооператива из ЕГРЮЛ.
Как верно отмечено судами, заявитель, являясь лицом, заинтересованным в сохранении недействующего юридического лица, имел возможность выполнить требования п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган заявление о том, что исключение общества из ЕГРЮЛ затрагивает его права и законные интересы.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о правомерном внесении инспекцией, обладающей на дату внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении ГСК N 5 "Сигнал" из реестра, не оспоренными заявителем сведениями о наличии у общества признаков недействующего юридического лица, соответствующей записи.
На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о том, что ГСК N 5 "Сигнал" продолжает осуществлять свою деятельность с момента создания и до настоящего времени без каких-либо перерывов, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и по существу сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.03.2013 по делу N А50-865/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Толочко Николая Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела подтверждается и заявителем по делу не опровергнуто наличие у ГСК N 5 "Сигнал" признаков недействующего юридического лица: налоговая и бухгалтерская отчетность кооперативом не представлялась; сведения об открытых банковских счетах отсутствуют.
При этом суды верно установили, что заинтересованным лицом соблюден установленный ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. На момент внесения оспариваемой записи в ЕГРЮЛ каких-либо заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ, в инспекции не поступало.
...
Как верно отмечено судами, заявитель, являясь лицом, заинтересованным в сохранении недействующего юридического лица, имел возможность выполнить требования п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган заявление о том, что исключение общества из ЕГРЮЛ затрагивает его права и законные интересы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2013 г. N Ф09-8197/13 по делу N А50-865/2013