Екатеринбург |
|
27 августа 2013 г. |
Дело N А50-21339/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И. В.,
судей Анненковой Г. В., Первухина В. М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Пермскому району Пермского края (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2013 по делу N А50-21339/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по тому же делу.
В соответствии со ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 08.08.2013 проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, организованном Арбитражным судом Пермского края, приняли участие представители инспекции - Никитин А.А. (доверенность от 21.01.2013), Вдовина С.В. (доверенность от 21.01.2013).
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.08.2013 судебное разбирательство по кассационной жалобе отложено на 26.08.2013 на 12 ч 00 мин.
После отложения рассмотрения кассационной жалобы в судебном заседании принял участие представитель инспекции - Никитин А.А. (доверенность от 11.01.2013).
Общество с ограниченной ответственностью "Аргент" (ИНН: 5902853824, ОГРН: 1095902001700) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.07.2012 N 09-65/748/05275 дсп.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю".
Решением суда от 13.02.2013 (судья Дубов А.В.) заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению инспекции, является ошибочным вывод судов о том, что для целей налогообложения кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:188 (далее - спорный земельный участок), установленная постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2010 N 1088-П, подлежит применению с 01.01.2012.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации общества по земельному налогу за 2011 год, согласно которой с учетом ранее уплаченных авансовых платежей земельный налог исчислен к уплате в сумме 3549 руб., исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 946 400 руб., установленной постановлением Правительства Пермского края от 17.08.2006 N 25-П (в ред. от 07.09.2007).
В ходе камеральной проверки указанной декларации налоговый орган пришел к выводу о занижении плательщиком налоговой базы, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка, подлежащая применению с 01.01.2011, установлена постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2010 N 1088-П и составляет 707 116 800 руб.
По результатам проверки составлен акт от 09.06.2012 N 09-65/622/03942 и вынесено решение от 27.07.2012 N 09-65/748/05275 дсп, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в сумме 1 059 255 руб. 60 коп., обществу начислен земельный налог за 2011 год в сумме 10 592 556 руб. и пени в размере 499 968 руб. 64 коп.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 20.09.2012 N 18-23/439 оспариваемое решение оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2010 N 1088-П, в связи с опубликованием данного нормативного акта 03.01.2011 подлежит применению при формировании налоговых обязательств по земельному налогу за 2012 год.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 393 Кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Согласно ст. 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.
Постановление Правительства Пермского края от 23.12.2010 N 1088-П "Об утверждении кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Пермского края по состоянию на 1 января 2011 года", установившее на основании переоценки кадастровую стоимость принадлежащего обществу спорного земельного участка в размере 707 116 800 руб., опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов Губернатора Пермского края" 03.01.2011, вступило в силу 13.01.2011.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Из данного законоположения, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, следует, что акт законодательства о налогах вступает в силу по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня его опубликования (определение от 08.04.2003 N 159-О).
Данное Конституционным Судом Российской Федерации истолкование в части соблюдения минимального условия вступления в силу указанных актов - не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования - содержит оговорку "по крайней мере", что не означает необязательность соблюдения иных условий вступления такого акта в силу. Следовательно, оно не может препятствовать применению судами при рассмотрении конкретных дел положений статьи 5 Кодекса в более благоприятную для налогоплательщиков сторону, и в том числе с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в Постановлении Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал: при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта (п. 3 определения Конституционного Суда РФ от 17.112011 N 1571-О-О).
С учетом изложенного суды на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств сделали правильный вывод об отсутствии оснований для ретроспективного применения в целях налогообложения кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2010 N 1088-П, и необходимости ее использования при исчислении земельного налога с 2012 года.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что редакция п. 14 ст. 396 Кодекса, предусматривающая, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года, в проверяемый период утратила силу.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для доначисления обществу земельного налога за 2011 г. в сумме 10 592 556 руб., в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2013 по делу N А50-21339/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по Пермскому району Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Из данного законоположения, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, следует, что акт законодательства о налогах вступает в силу по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня его опубликования (определение от 08.04.2003 N 159-О).
Данное Конституционным Судом Российской Федерации истолкование в части соблюдения минимального условия вступления в силу указанных актов - не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования - содержит оговорку "по крайней мере", что не означает необязательность соблюдения иных условий вступления такого акта в силу. Следовательно, оно не может препятствовать применению судами при рассмотрении конкретных дел положений статьи 5 Кодекса в более благоприятную для налогоплательщиков сторону, и в том числе с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в Постановлении Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал: при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта (п. 3 определения Конституционного Суда РФ от 17.112011 N 1571-О-О).
...
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что редакция п. 14 ст. 396 Кодекса, предусматривающая, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года, в проверяемый период утратила силу."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2013 г. N Ф09-7702/13 по делу N А50-21339/2012