Екатеринбург |
|
04 сентября 2013 г. |
Дело N А76-18860/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Сухановой Н.Н., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2013 по делу N А76-18860/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский химический завод "Оксид" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (уточнив заявленные требования в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными решений учреждения от 24.05.2012 N 08400612РК0005611, N 08400612РК0005612, от 27.08.2012 N 08400612РК0009066 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 06.03.2013 (судья Трапезникова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 (судьи Тимохин О.Б., Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя жалобы, в результате ошибок, допущенных страхователем в первоначально сданном расчёте по начисленным и уплаченным страховым взносам за 3 квартал 2011 г. занижена сумма страховых взносов, подлежащих уплате, что подтверждает правомерность привлечения общества к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Заявитель жалобы полагает, что апелляционным судом не рассмотрены доводы об отсутствии у общества уважительных причин для восстановления пропущенного срока на обжалование решений о привлечении к ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклоняет доводы заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случаях представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
Судами установлено, что 15.11.2011 страхователем представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 г.; 15.02.2012 - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 г.; 12.03.2012 - уточнённый расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 г.; 27.03.2012 - уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 г.; 10.07.2012 повторно представлен уточнённый расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2012 г.
Судами установлено, что суммы страховых взносов, подлежащие доплате по уточнённым расчётам, обществом уплачены полностью, однако не уплачены соответствующие им пени. Данный факт явился основанием для привлечения общества к ответственности в виде штрафа в размере 20% от разницы сумм страховых взносов между начисленными в первоначальных и уточненных расчетах (за 9 месяцев 2011 г., 2011 г.), а также от разницы сумм страховых взносов между начисленными в первом уточненном, и втором уточненном расчете (1 квартал 2012 г.).
В силу ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Суды установили, что основанием для вывода о неполной уплате сумм страховых взносов послужил факт подачи обществом уточнённых расчётов, в которых сумма страховых взносов к уплате указана в большей сумме, чем в предыдущих.
Суды установили, что указанные в решениях пени начислены на подлежащие к доплате по уточненным расчетам страховые взносы с момента возникновения обязанности уплаты уточненных сумм взносов по установленному законом сроку.
При этом по результатам всех проверок в актах и в решениях по ним, а также актами сверок по взаиморасчетам по страховым взносам, составленным сторонами по указанию суда, подтверждено, что недоимка по страховым взносам на дату подачи плательщиком уточненных расчетов и на момент вынесения решений отсутствовала.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 ст. 34 данного Закона, должны составить акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Требования).
В соответствии с п. 6. Требований описательная часть акта камеральной проверки должна содержать:
- сведения о выявленной недоимке по страховым взносам;
- сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
На основании исследования представленных документов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Суды, установили, что учреждением в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не выяснены причины неполной уплаты страховых взносов, не учтено, что п. 4 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ применяется при наличии установленного правонарушения, являясь условием освобождения от ответственности, а не самостоятельным составом правонарушения, вследствие чего учреждением сделан ошибочный вывод о нарушении страхователем Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, поскольку на момент вынесения оспариваемых решений в связи с представлением уточнённого расчёта и на дачу их подачи недоимка по уплате страховых взносов у общества отсутствовала, при этом общество имело переплату на дату сдачи уточненных расчётов, суды пришли к правильным выводам об отсутствии в действиях общества состава правонарушения и оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Довод учреждения об отсутствии у общества уважительных причин для восстановления пропущенного на обжалование оспариваемых решений, судом кассационной инстанции не принимается. Вопрос об уважительности причин пропуска срока на обжалование, а также оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего ходатайство, который учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2013 по делу N А76-18860/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, установили, что учреждением в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не выяснены причины неполной уплаты страховых взносов, не учтено, что п. 4 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ применяется при наличии установленного правонарушения, являясь условием освобождения от ответственности, а не самостоятельным составом правонарушения, вследствие чего учреждением сделан ошибочный вывод о нарушении страхователем Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, поскольку на момент вынесения оспариваемых решений в связи с представлением уточнённого расчёта и на дачу их подачи недоимка по уплате страховых взносов у общества отсутствовала, при этом общество имело переплату на дату сдачи уточненных расчётов, суды пришли к правильным выводам об отсутствии в действиях общества состава правонарушения и оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2013 г. N Ф09-8833/13 по делу N А76-18860/2012