Екатеринбург |
|
11 сентября 2013 г. |
Дело N А07-17694/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Сулейменовой Т.В., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А07-17694/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-сервисный комплекс "Красинский" (далее - общество "ТСК "Красинский") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан (далее - Комиссия по рассмотрению споров, Комиссия) о признании незаконным бездействия Комиссии, выразившегося в непринятии решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:010223:72 в размере, равном его рыночной стоимости, и оформленного в п. 4 протокола заседания Комиссии по рассмотрению споров от 10.08.2012, обязании Комиссии принять решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:010223:72 в размере, равном его рыночной стоимости, - 68 461 615 руб. 77 коп. на момент определения его кадастровой стоимости (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда первой инстанции от 20.12.2012 произведена замена заинтересованного лица - Комиссии по рассмотрению споров на Управление Росреестра. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - Федеральная кадастровая палата в лице филиала), Министерство земельных и имущественных отношений по Республике Башкортостан (далее - Министерство земельных и имущественных отношений), Национальный совет по оценочной деятельности.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.03.2013 (судья Абдуллина Э.Р.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Суспицина Л.А.) решение суда отменено, заявленные требования общества "ТСК "Красинский" удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, указывая на неправильное толкование "Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.02.2011 N 69 (далее - Типовые требования). Заявитель кассационной жалобы считает, что законодатель не наделил Комиссию по рассмотрению споров полномочиями по принятию решения большинством голосов. Поскольку решение не было принято единогласно, вывод суда апелляционной инстанции о допущенном бездействии Комиссии не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений (арендодатель) между арендодателем и открытым акционерным обществом "Уфимская промышленно - торговая швейная фирма им. 8 марта" (арендатор) 05.05.2009 заключен договор аренды N М54-09, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010223:72 общей площадью 5911 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Красина, д. 21, для эксплуатации административно-производственных и торговых помещений.
По акту приема-передачи от 05.05.2009 земельный участок передан арендатору.
Впоследствии обязательства открытого акционерного общества "Уфимская промышленно -торговая швейная фирма им. 8 марта" перешли к обществу "ТСК "Красинский" в связи с реорганизацией в форме преобразования.
В соответствии с п. 4.1 договора аренды земельного участка размер годовой арендной платы за участок на момент заключения договора составляет 565 858 руб. 61 коп.
Размер арендной платы за земельной участок исчисляется исходя из ставки арендной платы для данного экономико-планировочного района, вида функционального использования и типа объектов и площади земельного участка в соответствии с нормативными правовыми актами, расчет арендной платы определен в приложении к договору. В случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Башкортостан или города Уфы, условий и порядка перечисления арендной платы применяются коэффициенты и ставки арендной платы, предусмотренные указанными нормативными правовыми актами (п. 4.2, 4.3, 4.5 названного договора).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан" в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 02.03.2012 N 63 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Башкортостан" установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:010223:72 в размере 156 694 462 руб. 56 коп.
Общество "ТСК "Красинский" 16.07.2012 обратилось в Комиссию по рассмотрению споров с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. К заявлению приложен необходимый пакет документов.
В соответствии с протоколом от 10.08.2012 N 14 в ходе голосования мнения членов Комиссии разделились, в связи с чем решение о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:010223:72 не принято, не решен вопрос о недостоверности или достоверности сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Полагая, что бездействие Комиссии по рассмотрению споров, выразившееся в непринятии решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:010223:72, противоречит положениям ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), общество "ТСК "Красинский" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия полномочий у Комиссии по рассмотрению споров на принятие решения большинством голосов, вследствие чего пришел к выводу о том, что действия Комиссии по непринятию решения не являются бездействием, не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающим на него какие-либо обязанности, создающим иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом суд первой инстанции привлек в качестве надлежащего заинтересованного лица Управление Росреестра, установив, что Комиссия по рассмотрению споров не является самостоятельным юридическим лицом и, соответственно, не может являться стороной в арбитражном процессе.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования общества "ТСК "Красинский", суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов лица, которое обращается в арбитражный суд с соответствующими требованиями (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель доказывает факт нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием).
Предметом заявленного требования является признание незаконным бездействия Комиссии по рассмотрению споров, оформленного протоколом от 10.08.2012 N 14, выразившегося в непринятии решения по вопросу об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:010223:72 в размере его рыночной стоимости.
Комиссия по рассмотрению споров создана в целях реализации ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Порядок создания и работы Комиссии по рассмотрению споров, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
На территории Республики Башкортостан таким органом является Управление Росреестра.
Согласно Типовым требованиям Комиссия по рассмотрению споров состоит из членов комиссии (п. 2). Решение комиссии по всем вопросам принимается единогласно. Голосование проводится открыто (п. 13).
Из представленного протокола от 10.08.2012 N 14 следует, что в ходе голосования мнения членов Комиссии по рассмотрению споров разделились, не установлен факт недостоверности или достоверности сведений о кадастровой стоимости. Так, за принятие решения об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной проголосовало 3 человека, против - не было, воздержался - 1 человек; за принятие решения об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости не проголосовал никто, против - 3 человека, воздержался - 1 человек. Вследствие чего Комиссией в протоколе указано: "решение не принято".
Согласно п. 19 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров на заседании Комиссии секретарем Комиссии ведется протокол, в котором указываются, в частности, результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений.
Таким образом, данный нормативный акт предусматривает единственный возможный результат осуществления государственной функции - принятие решения.
В соответствии с п. 13 Типовых требований решение комиссии не принято.
Вместе с тем ни один из нормативных актов, регулирующих работу Комиссии, не предусматривает такого результата осуществления государственной функции, как указание: "решение не принято". Из изложенного следует, что Комиссия приняла решение не отвечать на заявление общества "ТСК "Красинский" по существу, что не предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, отсутствие механизма принятия решения в случае отсутствия единогласия между членами комиссии не дает оснований комиссии уклониться от принятия решения, которое является результатом осуществления государственно-правовой функции, ради осуществления которой комиссия создана. Принятие решения является не правом комиссии, а единственным предусмотренным законом результатом ее деятельности, следовательно, комиссия не может уклониться от исполнения возложенной на нее государственно-правовой функции и уклониться от принятия решения, лишь констатировав невозможность его принятия.
Следовательно, Комиссия по рассмотрению споров приняла решение, не предусмотренное действующим законодательством, в связи с чем надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя в рассматриваемом случае будет являться обязание Комиссии по рассмотрению споров принять решение по существу в соответствии со ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" решения Комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирают порядок и способ защиты гражданских прав и интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. Данная статья не исключает возможности защиты гражданских прав иными способами, предусмотренными федеральными законами, помимо установленных этой нормы права.
Нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность обжалования как решений, так и действий (бездействия) субъектов, осуществляющих властные полномочия.
Поскольку из материалов дела, в том числе из протокола N 14 следует, что комиссия приняла решение, не предусмотренное законодательством - не разрешать вопрос по существу, избранный заявителем способ защиты соответствует тому интересу, который он защищает.
С учетом изложенного требование заявителя о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка, правомерно удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Возложение обязанности на Комиссию по рассмотрению споров принять решение по существу в соответствии со ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обоснованно признано судом апелляционной инстанции правомерно восстановительной мерой, обеспечивающей защиту нарушенных прав заявителя, что соответствует положениям ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А07-17694/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов лица, которое обращается в арбитражный суд с соответствующими требованиями (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
...
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирают порядок и способ защиты гражданских прав и интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. Данная статья не исключает возможности защиты гражданских прав иными способами, предусмотренными федеральными законами, помимо установленных этой нормы права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 сентября 2013 г. N Ф09-9024/13 по делу N А07-17694/2012