Екатеринбург |
|
12 сентября 2013 г. |
Дело N А60-1748/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Сухановой Н.Н., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Мясные традиции" (далее - общество, заявитель; ИНН 6625062121, ОГРН 1116625000920) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2013 по делу N А60-1748/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Березовский С.В. (доверенность 14.05.2013);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (территориальный отдел в г. Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск; далее - Роспотребнадзор, административный орган; ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565) - Коряко Е.С. (доверенность от 26.12.2012).
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 13.03.2013 (судья Дегонская Н.Л.) заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 300 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 (судьи Грибиниченко О.Г., Осипова С.П., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 1 ст. 4.5 Кодекса. По мнению общества судами пропущен срок давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
При исследовании материалов дела судами установлено, что административным органом на основании распоряжения от 09.11.2012 N 01-01-01-03-22/23105 проведена внеплановая выездная проверка общества в части соблюдения хозяйствующим субъектом законодательства о защите прав потребителей в цехе по производству полуфабрикатов из мяса птицы по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, Московское шоссе, 3-й км, база N 3.
Результаты проверки зафиксированы протоколом лабораторных испытаний и отражены в акте проверки от 12.12.2012.
Роспотребнадзором выдано предписание о прекращении нарушения прав потребителей и об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 12.12.2012 N 01-22-01-04/1/4304, в отношении общества 26.12.2012 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 Кодекса.
Протокол об административном правонарушении, а также материалы административного дела с заявлением о привлечении заинтересованного лица к ответственности направлены административным органом в Арбитражный суд Свердловской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу, а также оснований для освобождения общества от административной ответственности.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации объективной стороны состава правонарушения суды должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. В частности - суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.
Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.43 Кодекса посягает на порядок осуществления предпринимательской деятельности с соблюдением требований, установленных техническими регламентами и обязательными требованиями к продукции и, соответственно, защита прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не является приоритетной целью защиты общественных правоотношений нормой ч. 2 ст. 14.43 Кодекса.
Выводы судов о том, что спорные нарушения находятся в сфере регулирования законодательством о защите прав потребителей и, следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса, составляет один год, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Кассационный суд также учитывает, что Федеральным законом от 30.12.2012 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в ст. 4.5 Кодекса, согласно которым с 11.01.2013 за нарушения законодательства в области технического регулирования постановление по делу о привлечении к административной ответственности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 1.7 Кодекса закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Срок давности привлечения к административной ответственности является не процессуальным сроком, а материальным, следовательно, привлечение к ответственности должно осуществляться в соответствии с теми сроками, которые были установлены на момент совершения правонарушения.
Учитывая, что правонарушение выявлено 12.12.2012, последним днём трехмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса, является 12.03.3013.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме может быть отложено на срок, не превышающий пяти дней. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения, в данном случае это 13.03.2013.
Таким образом, решение суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности принято с нарушением положений ст. 4.5 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении заявленных административным органом требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2013 по делу N А60-1748/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мясные традиции" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационный суд также учитывает, что Федеральным законом от 30.12.2012 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в ст. 4.5 Кодекса, согласно которым с 11.01.2013 за нарушения законодательства в области технического регулирования постановление по делу о привлечении к административной ответственности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 1.7 Кодекса закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
...
Учитывая, что правонарушение выявлено 12.12.2012, последним днём трехмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса, является 12.03.3013.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме может быть отложено на срок, не превышающий пяти дней. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения, в данном случае это 13.03.2013.
Таким образом, решение суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности принято с нарушением положений ст. 4.5 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 сентября 2013 г. N Ф09-8895/13 по делу N А60-1748/2013
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18912/13
12.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8895/13
23.05.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4297/13
13.03.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1748/13