Екатеринбург |
|
19 сентября 2013 г. |
Дело N А50-24146/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Василенко С.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 5902293210; далее - министерство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2013 по делу N А50-24146/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа; в судебное заседание их представители не явились.
Администрация г. Березники (ОГРН 1025901701616, ИНН 5911000244; далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального развития Пермского края от 05.10.2012 N 53-07.14.1-09.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2013 (судья Аликина Е.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 (судьи: Варакса Н.В., Осипова С.П., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и выражая несогласие с оценкой судами доказательств по делу. Заявитель кассационной жалобы поясняет, что проверка проведена при наличии законных оснований, в сроки и в порядке, предусмотренном Административным регламентом по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности (утверждённого приказом Министерства регионального развития Пермского края от 22.03.2012 N СЭД-53-07.01-14; далее - Регламент). Оспариваемое предписание является законным, поскольку обязанность проверки положений муниципальных правовых норм является обязанностью администрации в силу требований ст. 76 Конституции Российской Федерации и ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Судами установлено, что по обращению гр. Шумковой О.Ю. на основании приказа Министерства регионального развития Пермского края от 03.09.2012 N СЭД-53-07.01-36 проведена выездная проверка по вопросу соблюдения администрацией законодательства о градостроительной деятельности.
В ходе проверки установлено, что в муниципальном образовании г. Березники представительным органом власти приняты и действуют различные правовые нормы по порядку организации и проведения публичных слушаний.
По результатам проверки составлен акт от 01.10.2012 N 53-07.14-09 и вынесено предписание от 05.10.2012 N 53-07.14.1-09 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, согласно которому указано на необходимость администрации в тридцатидневный срок с момента получения предписания осуществить проверку положений ст. 46 главы 10 Правил землепользования и застройки в г. Березники, устанавливающих общие положения о публичных слушаниях по вопросам землепользования и застройки на соответствие порядку организации и проведения публичных слушаний, установленному решением Березниковской городской Думы от 28.03.2006 N 103 "О принятии положения о публичных слушаниях"; о выполнении предписания необходимо письменно сообщить в Министерство территориального развития Пермского края в срок до 08.11.2012 с представлением копий документов, подтверждающих выполнение предписания.
Администрация оспорила названное предписание в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что администрация как исполнительный орган местного самоуправления не обладает полномочиями по проверке положений муниципальных правовых актов, принятых представительным органом местного самоуправления, поэтому предписание является неисполнимым, в силу чего признали оспариваемый ненормативный правовой акт министерства недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за:
1) соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;
2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса;
3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.
Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны, в том числе направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений (п. 1 ч. 3 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что из акта проверки министерства следует, что на основании обращения открытого акционерного общества "Уралкалий" от 13.06.2012 N 02.4.1-19/7575 "О согласовании проекта планировки территории и назначении публичных слушаний" принято решение об объявлении публичных слушаний по вопросу принятия проекта планировки территории, совмещенного с проектом межевания территории, ограниченной ул. Карла Маркса - пр. Советский - пр. Ленина - ул. Юбилейная, которое зафиксировано в протоколе заседания комиссии по землепользованию и застройке от 14.06.2012. Муниципальный правовой акт о назначении публичных слушаний отсутствует, так как уполномоченным органом указанный акт не принят. Решение об объявлении публичных слушаний принято комиссией по землепользованию и застройке - постоянно действующим совещательным органом при администрации г. Березники, созданной согласно постановлению Главы города Березники от 13.07.2006 N 887 "О создании комиссии по землепользованию и застройке".
В соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (ч. 1). Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (ч. 2). На публичные слушания должны выноситься, в том числе, проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (ч. 3). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (ч. 4).
В соответствии с ч. 6 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Судами установлено, что проведение публичных слушаний в г. Березники регулируется Положением о публичных слушаниях, утвержденным решением Березниковской городской Думы от 28.03.2006 N 103 (далее - Положение о публичных слушаниях), и Правилами землепользования и застройки в городе Березники, утвержденными решением Березниковской городской Думы от 31.07.2007 N 325 (далее - Правила землепользования и застройки).
В п. 3 ст. 7 Положения о публичных слушаниях установлено, что публичные слушания, проводимые по инициативе главы города, назначаются правовым актом администрации города.
Публичные слушания в случаях, определенных частью 4 п. 1, 2, 3, 4, 8 проводятся по решению главы города Березники, в остальных случаях - по решению Комиссии по землепользованию и застройки при наличии обращения заинтересованных лиц (ч. 5 ст. 46 Правил землепользования и застройки).
Вместе с тем согласно ч. 6 ст. 46 Правил землепользования и застройки публичные слушания по вопросам, указанным в части 4 настоящей статьи, проводятся Комиссией по землепользованию и застройке.
В ходе проверки министерство сделало вывод, что в муниципальном образовании г. Березники представительным органом власти приняты и действуют различные правовые нормы по порядку организации и проведения публичных слушаний по одним и тем же вопросам.
Судами установлено, что согласно тексту оспариваемого предписания администрация обязана в тридцатидневный срок с момента получения предписания осуществить проверку положений ст. 46 гл. 10 Правил землепользования и застройки в г. Березники, устанавливающих общие положения о публичных слушаниях по вопросам землепользования и застройки на соответствие порядку организации и проведения публичных слушаний, установленному решением Березниковской городской Думы от 28.03.2006 N 103 "О принятии положения о публичных слушаниях".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание содержание оспариваемого предписания, суды правомерно заключили, что оспариваемое предписание является неисполнимым, в силу того, что должностные лица администрации обязаны исполнять нормативные акты, принятые представительными органами местного самоуправления, полномочиями по проверке положений нормативных актов, принятых представительным органом местного самоуправления, администрация не наделена, контроль за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности, осуществляется соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого предписания от 05.10.2012 недействительным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2013 по делу N А50-24146/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (ч. 1). Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (ч. 2). На публичные слушания должны выноситься, в том числе, проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (ч. 3). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (ч. 4).
В соответствии с ч. 6 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 сентября 2013 г. N Ф09-9748/13 по делу N А50-24146/2012