Екатеринбург |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А07-18556/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан (ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202; далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2013 по делу N А07-18556/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители управления - Карапетян Н.В. (доверенность от 08.02.2013 N 31); Бобракова А.А. (доверенность от 13.05.2013 N 09).
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Уфа-Лайн" (ИНН 0278176215, ОГРН 1110280007254; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения управления от 26.03.2012 по делу N А-22/16-12 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Военный комиссариат Республики Башкортостан (ИНН 0275012096, ОГРН 1020202770070; далее - комиссариат).
Решением суда от 25.02.2013 (судья Галимова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное исследование судами всех фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела. Заявитель кассационной жалобы отмечает, что общество начало оказывать транспортные услуги по перевозке автомобильным транспортом граждан, призванных на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, в период весенней призывной компании 2011 г. еще до заключения государственного контракта. По мнению антимонопольного органа, заключив соглашение об оказании транспортной услуги еще до окончания процедуры размещения заказа, подведения итогов торгов и заключения государственного контракта, комиссариат и общество нарушили запрет, установленный п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ). Кроме того, управление настаивает на пропуске обществом процессуального срока для подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта.
По мнению общества, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в связи с поступившим из Военной прокуратуры Уфимского гарнизона обращением от 07.10.2011 управлением проведена проверка соответствия действий комиссариата по заключению очередного государственного контракта на оказание транспортных услуг по перевозке призывников в период весенней призывной компании 2011 г. требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
По результатам проверки антимонопольным органом вынесено решение от 02.11.2011 по делу N ГЗ-826/11 о признании комиссариата нарушившим требования, установленные п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при размещении заказа N 0301100039411000002 "транспортные услуги по перевозке автомобильным транспортом граждан, призванных на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации".
При рассмотрении указанного дела управлением установлено, что по соглашению с комиссариатом общество начало оказывать услуги по транспортировке с 01.04.2011, то есть до заключения государственного контракта, в связи с чем материалы внеплановой проверки переданы для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства управлением вынесено решение от 26.03.2012 о признании действий комиссариата и общества, выразившихся в заключении соглашения об оказании транспортной услуги по перевозке автомобильным транспортом граждан, призванных на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, в период весенней призывной компании 2011 г. до окончания процедуры размещения заказа, подведения итогов торгов и заключения государственного контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме N 0301100039411000002, нарушением запрета, установленного п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
При этом антимонопольный орган указал, что произвольный выбор комиссариатом общества в качестве контрагента - получателя бюджетных средств фактически ставит названную компанию в предпочтительное положение относительно других хозяйствующих субъектов, препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичный вид деятельности.
Судами установлено, что транспортные услуги за период с 01.04.2011 и до 15.05.2011 включительно оказаны обществом на безвозмездной основе и не оплачены комиссариатом за счет средств бюджета. Данный факт не опровергнут антимонопольным органом.
С учетом изложенного, заключив, что оказание обществом безвозмездных услуг по перевозке призывников не может быть квалифицировано как действие, направленное на получение преимуществ для общества по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, и приняв во внимание факт отсутствия заявок от других хозяйствующих субъектов на участие в аукционах, проведенных комиссариатом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии в данном случае ограничения конкуренции, в частности ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранения с него хозяйствующих субъектов, вследствие чего признали недействительным решение управления от 26.03.2012 по делу N А-22/16-12 о нарушении антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах заявленные требования общества удовлетворены судами правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, в том числе довод о пропуске обществом процессуального срока для подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2013 по делу N А07-18556/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении указанного дела управлением установлено, что по соглашению с комиссариатом общество начало оказывать услуги по транспортировке с 01.04.2011, то есть до заключения государственного контракта, в связи с чем материалы внеплановой проверки переданы для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства управлением вынесено решение от 26.03.2012 о признании действий комиссариата и общества, выразившихся в заключении соглашения об оказании транспортной услуги по перевозке автомобильным транспортом граждан, призванных на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, в период весенней призывной компании 2011 г. до окончания процедуры размещения заказа, подведения итогов торгов и заключения государственного контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме N 0301100039411000002, нарушением запрета, установленного п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2013 г. N Ф09-8975/13 по делу N А07-18556/2012