Екатеринбург |
|
26 сентября 2013 г. |
Дело N А76-779/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Татариновой И. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по делу N А76-779/2013 Арбитражного суда Челябинской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Горводоканал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации о признании недействительным постановления от 28.11.2012 N 1578 о признании недействительным разрешения на строительство.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.04.2013 (судья Бастен Д.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 (судьи Арямов А.А., Костин В.Ю., Плаксина Н.Г.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для выдачи разрешения на строительство, как на момент принятия соответствующего решения, так и при рассмотрении судом настоящего дела.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 30.11.2005 за основным государственным регистрационным номером 1057405511690 и осуществляет деятельность по сбору, очистке и распределению воды и удалению сточных вод.
На основании заявления ЗАО "УК "Горводоканал" от 16.08.2011 N 04/1056, поступившего в Администрацию 19.08.2011 Администрацией обществу выдано разрешение Nru743040002005001-93/2011 от 25.08.2011 на строительство объекта - водопроводной сети общей протяженностью 1000-м, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Копейск, с. Калачево, ул. Заречная. Срок действия разрешения - до 25.08.2012.
На основании этого разрешения, в соответствии с договором подряда от 01.10.2010 N 17а/п-10, заключенным заявителем (заказчик) с общества с ограниченной ответственностью "Копейские сети водоснабжения" (подрядчик), актом о приемке выполненных работ от 31.03.2011 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31.03.2011 выполнены работы по строительству указанного объекта на сумму 566 939 руб.
Как следует из пояснений общества указанный объект входит в состав эксплуатируемой закрытым акционерным обществом "УК "Горводоканал" системы водоснабжения с. Калачево.
Постановлением администрации от 28.11.2012 N 1578 разрешение на строительство от 25.08.2011 N ru743040002005001-93/2011 признано недействительным с момента выдачи. Постановление мотивировано отсутствием оснований для выдачи разрешения на строительство.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч. 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч. 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
При этом, ч. 7.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 2 и 5 части 7 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.
Кроме того, ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Как видно из материалов дела и установлено судами, оспариваемое постановление, принято в связи с отсутствием основания для выдачи разрешения на строительство, поскольку общество при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство предоставило два документа: проект "Водопроводная сеть по ул. Заречная в с. Калачево", копию протокола заседания технического совета по согласованию проекта на строительство водопроводной сети по ул. Заречная в с. Калачево от 03.08.2011 N 161.
Иные документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 градостроительного кодекса Российской Федерации заявителем не представлялись, что не оспаривается заявителем. Документы, предусмотренные ч. 7 указанной статьи, также не представлены в суд при рассмотрении настоящего дела.
Суд первой инстанции учитывая непредставление предусмотренных действующим законодательством документов для получения разрешения на строительство, принимая во внимание положения ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывающие на то, что орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что разрешение на строительство от 25.08.2011 N ru743040002005001-93/2011 выдано заявителю при отсутствии на то законных оснований, в нарушение требований указанных норм действующего законодательства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований общества в признании недействительным оспариваемого решения администрации.
Отменяя решение суда, апелляционный суд сослался на то, что возможность признания муниципальным органом собственного ненормативного акта недействительным в порядке самоконтроля законом не предусмотрена.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, вопрос о недействительности ненормативного правового акта может быть рассмотрен исключительно в судебном порядке.
В связи этим апелляционный суд признал оспариваемое решение администрации вынесенным с превышением полномочий.
Между тем, положениями ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено право администрации отменить собственный ненормативный акт.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правильным выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований общества, т.к. по сути уполномоченным органом - администрацией путем вынесения оспариваемого постановления отменен собственный ненормативный акт, что не свидетельствует о превышении администрацией своих полномочий.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене, ввиду неправильного применения данным судом норм материального права.
Решение суда первой инстанции следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по делу N А76-779/2013 Арбитражного суда Челябинской области отменить.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.04.2013 по указанному делу оставить в силе.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции учитывая непредставление предусмотренных действующим законодательством документов для получения разрешения на строительство, принимая во внимание положения ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывающие на то, что орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что разрешение на строительство от 25.08.2011 N ru743040002005001-93/2011 выдано заявителю при отсутствии на то законных оснований, в нарушение требований указанных норм действующего законодательства.
...
Отменяя решение суда, апелляционный суд сослался на то, что возможность признания муниципальным органом собственного ненормативного акта недействительным в порядке самоконтроля законом не предусмотрена.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, вопрос о недействительности ненормативного правового акта может быть рассмотрен исключительно в судебном порядке.
В связи этим апелляционный суд признал оспариваемое решение администрации вынесенным с превышением полномочий.
Между тем, положениями ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено право администрации отменить собственный ненормативный акт."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2013 г. N Ф09-9934/13 по делу N А76-779/2013