Екатеринбург |
|
27 сентября 2013 г. |
Дело N А76-20386/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Черкезова Е. О., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "Российские железные дороги", ОГРН 1037739877295) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2013 по делу N А76-20386/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Российские железные дороги" - Лычагин А.И. (доверенность от 08.08.2013);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление, антимонопольный орган) - Аксенова Е.В. (доверенность от 20.05.2013).
Общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным приказа управления от 25.07.2012 N 234 "О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Лафарж Цемент".
Решением суда от 15.03.2013 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Российские железные дороги" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы считает, что вывод судов о том, что общество "Российские железные дороги" занимает доминирующее положение на новом товарном рынке, в связи с чем необходимо внести соответствующие изменения в реестр, является неправомерным, поскольку изменения в реестр не могут быть внесены при изменении товарного рынка и территории, на которой осуществляет свою деятельность хозяйствующий субъект.
Кроме того, заявитель полагает, что антимонопольным органом нарушен порядок составления аналитического отчета, поскольку отчет составлен с нарушением установленной процедуры, на основании неполных данных, вследствие чего указанный отчет повлек, по мнению заявителя, неправомерный вывод антимонопольного органа о доле хозяйствующего субъекта и об объеме товарного рынка.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ одним из полномочий антимонопольного органа является, в частности, ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу положений п. 3 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ антимонопольный орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
В соответствии с п. 13 Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 (далее - Правила), основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр являются, в том числе: аналитический отчет, подготовленный, в частности, по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе.
Согласно п. 15 Правил основаниями для принятия решения о внесении изменений в содержащиеся в Реестре сведения о хозяйствующих субъектах являются: а) аналитический отчет, содержащий сведения об изменении информации о товарном рынке, на котором действует хозяйствующий субъект; б) документы, подтверждающие изменение сведений о хозяйствующем субъекте (группе лиц); в) решение суда о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения.
В силу п. 16, 17 Правил решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр, исключении соответствующих сведений из Реестра, внесении изменений в содержащиеся в Реестре сведения оформляются приказом антимонопольного органа.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 17.01.2007 N 5 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (далее - Административный регламент), которым установлена процедура определения признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта.
Определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему порядку проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, предварительное определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявление группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке (п. 3.6.4 Административного регламента).
Согласно п. 3.4 Административного регламента осуществление антимонопольным органом анализа конкурентной среды на товарном рынке проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок проведения анализа).
Согласно пункту 1.3 Порядка поведения анализа проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает в себя следующие этапы:
1) определение временного интервала исследования товарного рынка;
2) определение продуктовых границ товарного рынка;
3) определение географических границ товарного рынка;
4) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
5) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
6) определение уровня концентрации товарного рынка;
7) определение барьеров входа на товарный рынок;
8) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
9) составление аналитического отчета.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по состоянию на момент принятия оспариваемого приказа в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке, включены сведения об обществе "Российские железные дороги" по товару - услуги по формированию прямых отправительских маршрутов на путях общего пользования, ОКВЭД 63.21.1 с долей > 50% в географических границах товарного рынка - территория станции Верхний Уфалей Челябинской области. Согласно оспариваемому приказу в Реестр внесены изменения, а именно, в отношении общества "Российские железные дороги" дополнительно внесены сведения о товарах (услугах), по которым общество занимает доминирующее положение: услуги по осмотру локомотивов машинистом-инструктором; услуги по осмотру локомотивов приемщиком локомотивов; услуги по обкатке машинистом инструктором локомотивных бригад для выезда на железнодорожные пути общего пользования, принадлежащие обществу "Российские железные дороги". При этом указан код по группировкам общероссийских классификаторов ОКВЭД - 63.21.13, доля на соответствующим товарном рынке - >50%, географические границы товарного рынка - территория Челябинской области в пределах пролегания путей необщего пользования, принадлежащих потребителям и примыкающих к путям общего пользования Южно-Уральской железной дороги - филиала общества "Российские железные дороги". Приказ антимонопольного органа от 25.07.2012 N 234 "О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке" издан на основании аналитического отчёта от 19.07.2012, составленного по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по осмотру локомотивов машинистом-инструктором, рынке услуг по осмотру локомотивов приёмщиком локомотивов и рынке услуг по обкатке машинистом инструктором локомотивных бригад для выезда на железнодорожные пути общего пользования, принадлежащие обществу "Российские железные дороги", на территории Челябинской области в 2011 году.
Суды выявили, что анализ состояния конкуренции проведен в соответствии с Порядком проведения анализа.
В соответствии с положениями Порядка проведения анализа при составлении аналитического отчета антимонопольным органом использован метод установления фактических районов продаж, районом продаж установлена территория Челябинской области в пределах прилегания путей необщего пользования, принадлежащих потребителям анализируемых услуг и примыкающих к путям общего пользования Южно-Уральской железной дороги - филиала общества "Российская железная дорога".
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе полученные управлением ответы открытого акционерного общества "Лафарж Цемент" от 29.05.2012 N 5584, общества "Российские железные дороги" от 29.05.2012 N1205/Т, Федерального агентства железнодорожного транспорта при Минтрансе России от 12.07.2012 NУСТ-4/2055-ис, по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к правомерному выводу о том, что общество "Российская железная дорога" осуществляет услуги по осмотру локомотивов машинистом-инструктором, услуг по осмотру локомотивов приемщиком локомотивов и услуг по обкатке машинистом - инструктором локомотивных бригад для выезда на железнодорожные пути общего пользования, с долей на соответствующем товарном рынке более 50%.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено соответствие выводов аналитического отчета управления требованиям Правил и Порядка проведения анализа.
Учитывая изложенное суды обоснованно пришли к выводу, что оспариваемый приказ управления от 25.07.2012 N 234 принят в соответствии с требованиями Правил, а также Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не нарушает права и законные интересы общества.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении требований общества "Российские железные дороги" о признании недействительным приказа антимонопольного органа от 25.07.2012 N 234 "О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов".
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества "Российские железные дороги", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы основаны на неверном толковании обществом "Российские железные дороги" отмеченных выше норм права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2013 по делу N А76-20386/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 13 Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 (далее - Правила), основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр являются, в том числе: аналитический отчет, подготовленный, в частности, по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе.
...
Судами первой и апелляционной инстанций установлено соответствие выводов аналитического отчета управления требованиям Правил и Порядка проведения анализа.
Учитывая изложенное суды обоснованно пришли к выводу, что оспариваемый приказ управления от 25.07.2012 N 234 принят в соответствии с требованиями Правил, а также Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не нарушает права и законные интересы общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2013 г. N Ф09-8561/13 по делу N А76-20386/2012