Екатеринбург |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А50-22408/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2013 г. г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (ИНН 5904157090, ОГРН 1075904001271; далее - управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.03.2012 по делу N А50-22408/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Ваш КонсультантПлюс" (ИНН 5904130764, ОГРН 1055901742852; далее - общество "Ваш КонсультантПлюс") обратилось в Арбитражный Пермского края с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) об обязании управления как администратора поступлений в бюджет денежных средств по платежам за негативное воздействие на окружающую среду осуществить действия по возврату из бюджета денежных средств в сумме 101 676 руб. 54 коп., уплаченных за период с апреля 2009 г. по октябрь 2011 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края, Муниципальное образование "город Пермь" в лице Департамента финансов администрации города Перми.
Решением суда от 07.03.2013 (судья Белокрылова О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 (судьи Гулякова Г.Н., Голубцов В.Г., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что обществом "Ваш КонсультантПлюс" избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, из положений бюджетного законодательства не следует возможность понуждения непосредственно администратора доходов бюджета к возврату излишне уплаченных платежей; управление не отвечает своими денежными средствами по заявленным требованиям.
Общество "Ваш КонсультантПлюс" считает, что его требования к управлению уже были предметом судебной проверки при рассмотрении Арбитражным судом Пермского края дела N А50-4630/2012, решение по которому вступило в законную силу.
В представленном отзыве на кассационную жалобу административный орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "АВТОСАН" (исполнитель) и обществом "Ваш КонсультантПлюс" (заказчик) 01.04.2009 был заключен договор N 368-СВ на оказание услуг по уборке контейнерной площадки, включая вывоз и захоронение твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
За периоды I-IV кварталы 2009 г., I-IV кварталы 2010 г., I-III кварталы 2011 г. общество "Ваш КонсультантПлюс" на основании представленного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, перечислило
платежными поручениями платежи за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 101 676 руб. 54 коп.
Посчитав, что данные платежи были перечислены ошибочно, общество "Ваш КонсультантПлюс" обратилось в управление для дачи разъяснений.
Письмом от 12.01.2012 N от/03-72 управление сообщило, что общество "Ваш КонсультантПлюс" является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления.
Полагая, что действия управления, выраженные в отказе возвратить перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов за I-IV кварталы 2009 г., I-IV кварталы 2010 г., I-II кварталы 2011 г. в общей сумме 101 676 руб. 54 коп., нарушают его права, общество "Ваш КонсультантПлюс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия правовых оснований для внесения обществом "Ваш КонсультантПлюс" платы за негативное воздействие на окружающую среду, вследствие чего обязали управление как администратора доходов федерального бюджета возвратить обществу "Ваш КонсультантПлюс" уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 3, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ субъектами внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Действие данного порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ устанавливает, в числе прочих, следующие требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
При этом деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Установив, что хозяйственная деятельность общества "Ваш КонсультантПлюс" не связана с негативным воздействием на окружающую среду, в процессе деятельности образуются только отходы в виде бытового мусора, для вывоза которого 01.04.2009 между обществом с ограниченной ответственностью "АВТОСАН" и обществом "Ваш КонсультантПлюс" был заключен договор N 368-СВ на оказание услуг по уборке контейнерной площадки, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для внесения обществом "Ваш КонсультантПлюс" платы за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 101 676 руб. 54 коп.
Сведений об осуществлении обществом "Ваш КонсультантПлюс" специализированной деятельности по размещению отходов в материалах дела не имеется.
Доказательств обратного управлением в материалы дела, суду не представлено.
Учитывая, что общество "Ваш КонсультантПлюс" не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления, при этом общество "Ваш КонсультантПлюс" не обязано вносить плату за размещение отходов производства и потребления, суды правомерно удовлетворили требования общества "Ваш КонсультантПлюс", указав на то, что управление как администратор доходов бюджета обязано совершить действия по возврату из бюджета уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Фактические обстоятельства дела судами обеих инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что решение суда по делу N А50-4630/2012 имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в рамках дела, на которое ссылается управление, арбитражными судами рассматривались другие обстоятельства, имеющие иной предмет и основание заявленных требований.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.03.2012 по делу N А50-22408/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ устанавливает, в числе прочих, следующие требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
При этом деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 октября 2013 г. N Ф09-10365/13 по делу N А50-22408/2012