Екатеринбург |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А50-23521/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Рябовой С.Э., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 12.03.2013 по делу N А50-23521/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) по принятию на учет как бесхозяйных объектов - контейнерных площадок с кадастровыми номерами:
1) 59-59-18/026/2010-648, по адресу: Чусовское городское поселение, пос. Лямино, ул. Космонавтов, район дома N 2, ул. Первомайская, район дома N 14; ул. Свободы, район домов N 9, 11;
2) 59-59-18/026/2010-636, по адресу: Чусовское городское поселение, пос. Лямино, ул. Заводская, район домов N 15, 17, 19, 21, 26, 32, 30, 38;
3) 59-59-18/026/2010-639, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Попова, район домов N 2а, 26, 2в, 2г, 2, 4, 6, 8, 3, 5, 9, 11, 13;
4) 59-59-18/026/2010-642, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Энгельса, район дома N 10;
5) 59-59-18/026/2010-644, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Октябрьская, район домов N 12, 14, 16, 18, ул. Белинского, район дома N 4, ул. Переездная, район домов N 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16;
6) 59-59-18/026/2010-635, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Метростроевская, район дома N 32;
7) 59-59-18/026/2010-637, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Ленина, район домов N 47, 49, ул. Октябрьская, район домов N 4, 6, 8, 9, 10, ул. Орджоникидзе, район домов N 10, 11, ул. Переездная, район домов N 3, 4, 5;
8) 59-59-18/026/2010-638, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Попова, район домов N 20, 22, 24, 26;
9) 59-59-18/026/2010-646, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Попова, район домов N 10, 12, 12а, 14, 16, 18, 21, 23;
10) 59-59-18/026/2010-645, по адресу: Чусовское городское поселение, пос. Лямино, ул. Космонавтов, район домов N 7, 9, ул. Свободы, район дома N 7;
11) 59-59-18/026/2010-641, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Партизанская, район домов N 43, 64а;
12) 59-59-18/026/2010-647, по адресу: Чусовское городское поселение, пос. Лямино, ул. Первомайская, район домов N 13, 15, 16, 17;
13) 59-59-18/026/2010-649, по адресу: Чусовское городское поселение, пос. Лямино, ул. Молодежная, район домов N 3, 4, 5;
14) 59-59-18/026/2010-650, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Партизанская, район домов N 43, 49а, 51, ул. Попова, район домов N 93, 95, 95а;
15) 59-59-18/026/2010-643, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Школьная, район домов N 26, 28, 30, 15, 13, ул. Некрасова, район дома N 9, ул. Октябрьская район, домов N 17, 19, 21;
16) 59-59-18/033/2010-096, по адресу: Чусовское городское поселение, пос. Лямино, ул. Первомайская, район домов N 3, 4;
17) 59-59-18/026/2010-006, по адресу: Чусовское городское поселение, пос. Лямино, ул. Гагарина, район домов N 1 - 6, ул. Октябрьская, район дома N 53, ул. Матросова, район домов N 25, 29, ул. 2 ой переулок Матросова, район домов N 6, 7;
18) 59-59-18/033/2010-099, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Ленина, район домов N 20, 22, 24, 26, 29, ул. Железнодорожная, район дома N 35а;
19) 59-59-18/033/2010-097, по адресу: Чусовское городское поселение, пос. Лямино, ул. Космонавтов, район домов N 1, 3, ул. Молодежная, район домов N 1, 2;
20) 59-59-18/033/2010-098, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Ленина, район домов N 6, 8, 10, ул. Железнодорожная, район дома N 6, 7;
21) 59-59-18/033/2010-095, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Камгэс, район дома N 12;
22) 59-59-18/033/2010-100, по адресу: Чусовское городское поселение, пос. Лямино, ул. Заводская, район домов N 1. 5, 7, 9, 11, 13, 2, 4, 8, 22, 24;
23) 59-59-18/034/2010-088, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ, район домов N 7, 7а, 76, 7в, За, 36, Зв;
24) 59-59-18/034/2010-082, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Мира, район домов N 5, 7, 9, ул. 50 лет ВЛКСМ, район домов N 15, 13;
25) 59-59-18/034/2010-001, по адресу: Чусовское городское поселение, пос. Лямино, ул. Мусинская, район домов N 1, 1а, 2, 3, 4, ул. Чкалова, район домов N 11, 13, ул. Фрунзе, район дома N 17;
26) 59-59-18/034/2010-005, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Революционная, район домов N 101, 99, 97, 78, 76, 74, ул. Пашийская, район дома N 92;
27) 59-59-18/034/2010-083, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Клубная, район дома N 38;
28) 59-59-18/034/2010-084, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Гастелло, район дома N 24;
29) 59-59-18/034/2010-089, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ, район домов N 23а, 256;
30) 59-59-18/034/2010-094, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ, район домов N 27а, 256, 276, 25а, 23а;
31) 59-59-18/034/2010-090, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Космонавтов, район дома N 12, ул. 50 лет ВЛКСМ, район домов N 31, 29а, 296, 29в, 296 корп. 2;
32) 59-59-18/034/2010-085, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ, район домов N 4, 6, 8, 10;
33) 59-59-18/034/2010-002, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Некрасова, район дома N 3, ул. Октябрьская, район домов N 20, 22, 24, ул. Переездная, район домов N 17, 19, 21, 22;
34) 59-59-18/034/2010-004, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Школьная, район домов N 8, 12, 14, 24, ул. Белинского, район дома N 7, ул. Октябрьская, район дома N 11, ул. Орджоникидзе, район домов N 16, 18;
35) 59-59-18/034/2010-003, по адресу: Чусовское городское поселение, г. Чусовой, ул. Узкоколейная, район дома N 1,
а также о возложении на Управление Росреестра обязанности исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о принятии на учет названных объектов как бесхозяйных.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Администрация Чусовского городского поселения" (далее - администрация), государственное унитарное предприятие "Центр технической инвентаризации Пермского края" (далее - предприятие "ЦТИ").
Решением суда от 12.03.2013 (судья Алексеев А.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 (судьи Усцов Л.А., Зеленина Т.Л., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами ст. 130, 135, 222, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1, 7, 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п. 4 постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, спорные контейнерные площадки не являются самостоятельными объектами недвижимости. Заявитель считает, что контейнерные площадки являются самовольными постройками, право на которые могло быть признано в судебном порядке на основании ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Территориальное управление не согласно с выводом судов о недоказанности им нарушения прав и законных интересов Российской Федерации оспариваемыми действиями, полагает, что спорные контейнерные площадки возможно располагаются на принадлежащих Российской Федерации земельных участках. Кроме того, заявитель считает, что им не пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как в письме администрации от 04.08.2010 не содержится информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учет контейнерных площадок в качестве бесхозяйного имущества.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальное образование "Чусовское городское поселение" в порядке, предусмотренном ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратилось в Чусовской отдел Управления Росреестра с заявлением о принятии названных контейнерных площадок на учет как бесхозяйных недвижимых вещей.
К заявлению были приложены следующие документы: кадастровые паспорта объектов недвижимости, составленные Чусовским филиалом предприятия "ЦТИ", письмо Управления по имуществу администрации от 15.09.2010 N 2638/0109 об отсутствии спорных объектов в реестре муниципальной собственности, справка Чусовского филиала предприятия "ЦТИ" от 20.10.2010 N 3355 о том, что субъектом права на спорные объекты числится муниципальное образование "Чусовское городское поселение", письмо территориального управления N 01-16-13656/08 об отсутствии спорных объектов в реестре федерального имущества, представленные отделом имущественных отношений администрации выписки о том, что спорные объекты не числятся в реестре имущества, являющегося собственностью муниципального образования "Чусовское городское поселение".
Спорные объекты приняты Управлением Росреестра на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, о чем 13.11.2010, 01.12.2010, 02.12.2010, 06.12.2010 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи.
Территориальное управление, ссылаясь на то, что действия Управления Росреестра по принятию спорных объектов на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества являются незаконными, нарушают права и законные интересы Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в случаях, если объект имущества не имеет собственника; его собственник неизвестен: от права собственности на него собственник отказался.
В соответствии с п. 20 названного постановления, если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано.
Судами установлено, что муниципальным образованием "Чусовское городское поселение" вместе с заявлением о принятии спорных объектов на учет как бесхозяйных недвижимых вещей представлены необходимые документы.
Доказательств, подтверждающих наличие права собственности на спорные объекты у кого-либо, в том числе у Российской Федерации, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий Управления Росреестра по принятию на учет спорных контейнерных площадок в качестве бесхозяйного имущества.
Обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, территориальное управление ссылалось на нарушение прав Российской Федерации ввиду того, что спорные объекты возможно (предположительно) расположены на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, в том числе свидетельства о государственной регистрации права Российской Федерации на земельные участки специального назначения (под полосы отвода железной дороги, строительство радиотелевизионной передающей станции, промышленный объект), выписку из реестра федерального имущества на автостоянку-гараж, принадлежащую на праве оперативного управления Прокуратуре Пермского края, суды сделали верный вывод об отсутствии доказательств, с достоверностью подтверждающих нарушение прав Российской Федерации осуществлением Управлением Росреестра действий по принятию контейнерных площадок на учет в качестве бесхозяйного имущества. Судами верно указано, что доводы территориального управления носят предположительный характер.
Судами также принято во внимание, что вступившими в законную силу решениями Чусовского городского суда Пермского края признано право собственности муниципального образования "Чусовское городское поселение" на 25 спорных контейнерных площадок.
Кроме того, суды пришли к выводу о пропуске территориальным управлением трехмесячного срока на обращение с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Принимая во внимание письмо администрации от 04.08.2010 N 892/03-07, направленное в адрес территориального управления, в котором администрация просила предоставить информацию о наличии в реестре федерального имущества спорных контейнерных площадок с указанием их местоположения, а также внесение в 2010 году в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующих записей о принятии объектов недвижимости в качестве бесхозяйного имущества, суды пришли к выводу о том, что о возможном нарушении своих прав и законных интересов, в защиту которых территориальное управление обратилось в арбитражный суд, оно должно было узнать не позднее 2010 года.
Установив, что в арбитражный суд с настоящим заявлением территориальное управление обратилось 23.11.2012, суды сделали правильный вывод о пропуске заявителем срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении требований территориального управления.
Довод территориального управления о том, что спорные контейнерные площадки не являются объектами недвижимости, отклоняется. Решениями Чусовского городского суда Пермского края установлено, что спорные контейнерные площадки относятся к объектам недвижимого имущества.
Кроме того, данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о нарушении прав Российской Федерации.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу требований ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Выводы судов в соответствии со ст. 169, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированы и основаны на установленных ими обстоятельствах и нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 12.03.2013 по делу N А50-23521/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в случаях, если объект имущества не имеет собственника; его собственник неизвестен: от права собственности на него собственник отказался."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 октября 2013 г. N Ф09-9260/13 по делу N А50-23521/2012