Екатеринбург |
|
04 октября 2013 г. |
Дело N А76-21798/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Кангина А. В., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2013 по делу N А76-21798/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители фонда - Шевелькова Т.Ю. (доверенность от 12.03.2013 N 96), Киселева О.А. (доверенность от 01.01.2013 N 2).
Фонд обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская клиническая поликлиника N 8" (далее - заинтересованное лицо, поликлиника, лечебное учреждение) о взыскании выплаченных пособий по временной нетрудоспособности в сумме 20 531 руб. 09 коп. (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 06.12.2012 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 28.12.2012 удовлетворено ходатайство фонда от 17.12.2012 о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 18.03.2013 (судья Котляров Н.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 (судьи Тимохин О.Б., Иванова Н.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие нормам материального права вывода апелляционного суда о возможности возмещения вреда лишь при соблюдении условий наступления деликтной ответственности; кроме того, заявитель жалобы отмечает, что листки нетрудоспособности выданы Шахматовой Л.Н., Чистяковой О.П., Гильмутдиновой Н.А., Хакимову М.А. с нарушением поликлиникой установленного порядка.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В силу п. 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Обеспечением по обязательному социальному страхованию (страховым обеспечением) является исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 3 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно ст. 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 1064 Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. По общему правилу для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением и наступившим вредом, а также вины.
Средствами государственного социального страхования управляет Фонд социального страхования Российской Федерации, в состав которого входят исполнительные органы, в частности региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации. Средства фонда направляются, в том числе на выплату пособий по временной нетрудоспособности (п. 1, 3 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
В силу ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н утвержден Порядок выдачи листков нетрудоспособности.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
В соответствии с положениями гл. 59 Кодекса удовлетворение исковых требований о возмещении вреда возможно при наличии совокупности условий деликтной ответственности, в частности, противоправности поведения причинителя вреда, наличия причинной связи между действиями причинителя и ущербом.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 (далее - Методические указания), контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Требования п. 60 Методических указаний обязывают перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности обращать внимание на правильность заполнения реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.
При этом в п. 61 Методических указаний предусмотрено, что при наличии нарушений в оформлении листков нетрудоспособности отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к лечебно-профилактическому учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
В силу п. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101) выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
На основании п. 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями-работодателями через бухгалтерии. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (п. 10 Положения N 101).
При этом не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ).
Согласно п. 18 Положения N 101 расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с п. 14 Порядка N 624н при заболеваниях, профессиональных заболеваниях (травмах, в том числе полученных вследствие несчастного случая на производстве), когда лечение осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни.
Не допускается выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником. Выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время может осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что фондом проведена проверка производства экспертизы временной нетрудоспособности поликлиники за 2011 год, о чем составлен акт проверки порядка производства экспертизы органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 17.02.2012 N 4 с приложениями.
По результатам рассмотрения материалов проверки фонд выявил нарушения Порядка N 624н в 12-ти случаях, в числе которых выплата пособий по временной нетрудоспособности 6 гражданам: Шахматовой Л.Н., Екимову В.А., Чистяковой О.П., Гильмутдиновой Н.А., Иняткиной В.П., Хакимову М.А. на сумму 21 871 руб. 08 коп.
Заявитель обратился в адрес заинтересованного лица с письмом от 11.03.2012 N 01-22/09/1408 о необходимости до 15.04.2012 перечислить на расчетный счет фонда сумму 21 871 руб. 08 коп., выплаченную по листкам нетрудоспособности, выданным и оформленным с нарушением действующего в 2011 году Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 414, и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности".
Заинтересованное лицо не согласилось с актом проверки и претензией, возражения изложило в ответе на претензию от 06.06.2012 N 420.
В связи с неисполнением поликлиникой акта от 17.02.2012 N 4, фонд обратился в суд с соответствующим заявлением.
Как видно из материалов дела и установлено судами, листок нетрудоспособности N 013357251705 выдан Шахматовой Л.Н. 12.08.2011 на один день (02.08.2011) за прошедшее время по решению врачебной комиссии на основании записи лечащего врача.
Согласно п. 14 Порядка N 624н медицинское учреждение по решению врачебной комиссии при обращении гражданина вправе выдавать листок нетрудоспособности за прошедшее время; заинтересованное лицо в своих пояснениях указывает, что решение врачебной комиссии незаконным не признавалось, состав комиссии правомочен выдать лист нетрудоспособности
Судами выявлено, что согласно амбулаторной карте Шахматова Л.Н. направлена лечащим врачом на врачебную комиссию для решения вопроса о выдаче листка нетрудоспособности со 02.08.2011 по 02.08.2011.
В связи с тем, что в первоначальном листке нетрудоспособности указано неверное наименование места работы, а также учитывая, что результаты гистологии должны были быть готовы только 02.08.2011 заведующей отделением Чусовой Л.М. (членом врачебной комиссии согласно приказу от 03.05.2011 N 189/1 "О системе контроля качества медицинской помощи в ГКП N 8", Положению об организации деятельности врачебной комиссии поликлиники и подкомиссий) 12.08.2011 разрешено выдать листок нетрудоспособности N 013357251705 за прошедшее время на основании записи лечащего врача. Доказательств незаконности указанного решения врачебной комиссии материалы дела не содержат.
Согласно п. 16 Порядка N 624н гражданину, направленному в медицинскую организацию из здравпункта и признанному нетрудоспособным, листок нетрудоспособности выдается с момента обращения в здравпункт при наличии медицинских документов, подтверждающих его нетрудоспособность.
В силу п. 26 Порядка N 624н листок нетрудоспособности не выдается гражданам, обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности.
Судами исследованы пояснения поликлиники и объяснительная записка врача-терапевта Исаевой Г.Е., из которых установлено, что у Чистяковой О.П. на работе повысилось артериальное давление, для оказания неотложной помощи ее направили в здравпункт, затем отправили в поликлинику, где состояние улучшилось, но незначительно. В связи с этим выдан листок нетрудоспособности. Для стабилизации состояния и назначена терапия с контролем ЭКГ, в процессе лечения общее состояние больной и кровоснабжение сердечной мышцы больной улучшилось. Врач поликлиники действовал на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности от 29.05.2012 N ЛО-74-01-001577, выданной Министерством здравоохранения Челябинской области, а также в соответствии с существующими медико-экономическими стандартами оказания медицинской помощи.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали действия поликлиники по выдаче листка нетрудоспособности Чистяковой О.П. правомерными.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности также являются неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы, то есть, из содержания данной нормы усматривается, что неявка застрахованного лица на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия лишь в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными.
Судами выявлено, что Гильмутдиновой Н.А. выдан 12.04.2011 листок нетрудоспособности серии ВЭ N 2165816 за период с 12.04.2011 по 19.04.2011.
Причины неявки Гильмутдиновой Н.А. при проверке фондом не выяснялись, факт отсутствия на врачебном осмотре без уважительных причин документально не подтвержден, доказательств иного материалы дела не содержат.
Поскольку бремя доказывания отсутствия уважительных причин неявки на врачебный осмотр возлагается на фонд, суды правомерно отклонили соответствующий довод заявителя.
В соответствии с п. 27 Порядка N 624н на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Материалами дела установлено, что Хакимову М.А. выданы листки нетрудоспособности от 06.09.2011 N 013358213277, от 29.07.2011 N 010342372234, в бюро МСЭ Хакимов М.А. освидетельствован 29.08.2011, сумма пособия, выплаченная страхователем Хакимову М.А. за период 27.07.2011 по 28.08.2011, составила 17 999 руб. 94 коп.
При этом фондом не представлены доказательства, опровергающие то, что у Хакимова М.А. по состоянию на 16.06.2011 поликлиникой предполагался благоприятный клинический и трудовой прогноз, в связи с чем суды обоснованно признали, что лечебное учреждение правомерно продлило спорный листок нетрудоспособности.
Судами также обоснованно учтено, что схема лечения индивидуальна для каждого пациента и лечащий врач вправе самостоятельно определять лечение исходя из фактических обстоятельств болезни пациента и его физического состояния.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований фонда.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что медицинское учреждение не является субъектом обязательного социального страхования и его действия по выдаче листков нетрудоспособности не создают оснований для возникновения произведенных заявителем расходов, в связи с чем отсутствует причинно-следственная связь между расходами фонда в виде принятых к зачету сумм пособий и действиями работников лечебного учреждения.
Указанный вывод апелляционного суда основан на неверном толковании вышеуказанных норм права, но поскольку данный вывод апелляционного суда не повлёк принятия неправильного решения, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2013 по делу N А76-21798/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями-работодателями через бухгалтерии. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (п. 10 Положения N 101).
При этом не принимаются к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ).
...
В силу подп. 2 п. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности также являются неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы, то есть, из содержания данной нормы усматривается, что неявка застрахованного лица на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия лишь в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 октября 2013 г. N Ф09-9678/13 по делу N А76-21798/2012