Екатеринбург |
|
03 октября 2013 г. |
Дело N А71-15384/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Кангина А. В., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мельникова Андрея Юрьевича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.03.2013 по делу N А71-15384/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, управление) - Аксянова Н.Н. (распоряжение от 28.10.2011 N 131);
Муниципального образования Камбарский район Удмуртской Республики (далее - третье лицо, муниципальное образование) в лице администрации Камбарского района Удмуртской Республики (далее - администрация) - Лагунова М.В. (доверенность от 10.01.2013 N 01-18104).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий управления, выразившихся в неприостановлении операций по счетам должника, обязании приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального образования Камбарский район Удмуртской Республики в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики до момента погашения задолженности в полном объеме (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в рассмотрении дела привлечено муниципальное образование.
Решением суда от 29.03.2013 (судья Кудрявцев М.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд принял во внимание осуществление управлением мероприятий по исполнению исполнительного листа в отношении субсидиарного должника (третьего лица) за счет казны муниципального образования, выполнение управлением всех возложенных на него как на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета, обязанностей, предусмотренных ст. 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 (судьи Щеклеина Л.Ю., Ясикова Е.Ю., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие доказательств проведения управлением всех организационно-технический мероприятий, направленных на исполнение требований исполнительного листа; наличие в казне муниципального образования необходимых для погашения задолженности средств; нарушение управлением утвержденного плана погашения задолженности.
В представленных отзывах на кассационную жалобу управление и администрация просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, полагая их законными и обоснованными.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) на предмет их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и соблюдения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 239 Кодекса обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Согласно ст. 242.5 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом (на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу п. 1 ст. 242.5 Кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласно п. 2 ст. 242.5 Кодекса орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В силу п. 3 ст. 242.5 Кодекса должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце 1 данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу п. 4 ст. 242.5 Кодекса при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Согласно п. 5 ст. 242.5 Кодекса орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Согласно п. 6 ст. 242.5 Кодекса должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем 1 п. 3 данной статьи.
При неисполнении должником требований, установленных указанным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу п. 7 ст. 242.5 Кодекса при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с п. 3 данной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, законодателем предусмотрен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предоставляющий органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, право на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в случае допущения им нарушений требований, установленных пп. 3, 6 и 7 ст. 242.5 Кодекса.
При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в управление).
В силу п. 9 ст. 242.5 Кодекса в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данным в пункте 4 Постановления от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируется ст. 161 (особенности правового положения казенных учреждений) и гл. 24.1 (исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) Кодекса, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен ст. 242.2 Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 242.2 Кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В силу п. 3 ст. 217 Кодекса утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете только в определенных, предусмотренных данным пунктом, случаях, в том числе в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Как видно из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2012 по делу N А71-3469/2012 с муниципального образования "Камбарский район" как собственника имущества учреждения за счет казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности в пользу индивидуального предпринимателя Мельникова Андрея Юрьевича, взысканы денежные средства в сумме 6 293 726 руб. 97 коп., а также 1200 руб. судебных расходов.
На основании указанного решения арбитражным судом выдан исполнительный лист от 16.04.2012 N 004991476, который 30.07.2012 направлен предпринимателем в управление для исполнения, к исполнительному листу приложено заявление с указанием реквизитов банковского счета для перечисления взысканной суммы.
Управление 23.10.2012 письмом N 211 сообщило администрации об исполнении данного исполнительного документа в пределах объемов финансирования на каждый месяц, определяемых администрацией по соответствующей статье бюджетной классификации Российской Федерации, в сумме 408 740 руб., исполнении данного документа до конца 2012 г. по мере поступления дополнительной финансовой помощи в виде дотации и предложения Совету депутатов муниципального образования при формировании бюджета муниципального образования на 2013 год и плановый период 2014-2015 г. предусмотреть бюджетные обязательства на исполнение исполнительных документов.
По причине отсутствия в бюджете третьего лица достаточных ассигнований для погашения задолженности по судебным актам в 2012 году муниципальное образование обратилось в арбитражный суд с заявлением о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2012 по делу N А71-3469/2012, в удовлетворении которого определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.10.2012 отказано.
Предприниматель 24.10.2012 обратился в управление с заявлением о приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального образования до момента погашения задолженности в полном объеме.
Заинтересованное лицо письмом от 07.11.2012 N 226 сообщило заявителю о погашении задолженности по мере поступления дополнительной финансовой помощи, проведении работы по формированию бюджета на 2013 г. с определением бюджетных обязательств на исполнение исполнительных документов.
Судами выявлено, что по состоянию на 01.08.2012 в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования от 30.11.2011 N 411 "О бюджете муниципального образования "Камбарский район" на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг." и выпиской об остатках лимитов на 01.08.2012 остаток бюджетных ассигнований на цели исполнения судебных актов составлял 162 000 руб.
В связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение судебных актов в бюджете муниципального образования на 2012 г., в соответствии с п. 5 ст. 242.2 Кодекса решениями Совета депутатов муниципального образования от 14.09.2012 N 57, от 25.10.2012 N 60, от 03.12.2012 N 71 внесены изменения в решение Совета депутатов муниципального образования от 30.11.2011 N 411 "О бюджете муниципального образования "Камбарский район" на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.", в соответствии с которым увеличены бюджетные ассигнования на исполнение судебных актов.
Согласно решению Совета депутатов муниципального образования от 20.12.2012 N 76 "О бюджете муниципального образования "Камбарский район" на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг." в бюджете муниципального образования на 2013 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1 500 000 руб. на исполнение требований исполнительных листов.
В соответствии с указанными решениями предпринимателю Мельникову А.Ю. перечислены следующие суммы: платежным поручением от 05.09.2012 N 1061 - 87 100 руб., платежным поручением от 17.09.2012 N 1127 - 321 640 руб., платежным поручением от 26.10.2012 N 1273 - 300 000 руб., платежным поручением от 04.12.2012 N 1465 - 450 000 руб., платежным поручением от 17.01.2013 N 31 - 34 847 руб. 23 коп.
Судами установлено, что на момент выдачи арбитражным судом исполнительного листа N 004991476 на исполнении в финансовом органе находились иные неисполненные исполнительные документы о взыскании иных сумм задолженности бюджетных учреждений и казны муниципального образования.
Поскольку в бюджете муниципального образования имелся недостаток средств для полного погашения всей задолженности по судебным актам, находящимся на исполнении в финансовом управлении, погашение задолженности управлением производилось частично по всем исполнительным листам, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на эти цели.
Иное перераспределение расходов в пределах указанной статьи в целях погашения задолженности перед предпринимателем привело бы к неисполнению других исполнительных документов.
Поскольку направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, а сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иной подход свидетельствовал бы о вмешательстве в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавал угрозу сбалансированности бюджета.
Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб обществ с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Меркурий" и "Юридическая фирма "Пионер" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца 5 п. 3 ст. 217 и п. 5 ст. 242.2 Кодекса".
Судами установлено, что управлением осуществляются мероприятия по исполнению исполнительного листа в отношении третьего лица за счет казны муниципального образования. Все возложенные на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета приведенными выше нормами ст. 242.5, 242.2 Кодекса обязанности управлением исполняются.
При этом судами правомерно учтено, что из положений вышеуказанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации не следует, что финансовый орган обязан производить приостановление операций по лицевым счетам всех главных распорядителей, распорядителей и получателей местного бюджета, открытых в рамках счета местного бюджета.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении требований предпринимателя.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.03.2013 по делу N А71-15384/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мельникова А. Ю. - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Мельникова А. Ю. в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 100 рублей.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, а сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иной подход свидетельствовал бы о вмешательстве в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавал угрозу сбалансированности бюджета.
Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб обществ с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Меркурий" и "Юридическая фирма "Пионер" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца 5 п. 3 ст. 217 и п. 5 ст. 242.2 Кодекса".
Судами установлено, что управлением осуществляются мероприятия по исполнению исполнительного листа в отношении третьего лица за счет казны муниципального образования. Все возложенные на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета приведенными выше нормами ст. 242.5, 242.2 Кодекса обязанности управлением исполняются.
При этом судами правомерно учтено, что из положений вышеуказанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации не следует, что финансовый орган обязан производить приостановление операций по лицевым счетам всех главных распорядителей, распорядителей и получателей местного бюджета, открытых в рамках счета местного бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 октября 2013 г. N Ф09-8594/13 по делу N А71-15384/2012