Екатеринбург |
|
03 октября 2013 г. |
Дело N А34-5536/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Кангина А. В., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламно-Информационное Агентство "Спектр" (далее - общество "РИА "Спектр") на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.03.2013 по делу N А34-5536/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Прокуратуры Свердловской области - Поль К.В. (доверенность от 20.06.2013 N 8/2-15-13).
Прокуратура Курганской области обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту развития городского хозяйства Администрации г. Кургана и обществу "РИА "Спектр":
о признании недействительным разрешения Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана (далее - Департамент) от 13.04.2011 N 195 на установку рекламной конструкции на территории г. Кургана, выданного обществу "РИА "Спектр";
об обязании общества "РИА "Спектр" демонтировать рекламную конструкцию, установленную на основании разрешения от 13.04.2011 N 195.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Министерства внутренних дел России по г. Кургану в лице Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г. Кургану, МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям", общество с ограниченной ответственностью "РосБизнесЦентр" (далее - общество "РосБизнесЦентр"), общество с ограниченной ответственностью "Курганоптторг" (далее - общество "Курганоптторг").
Решением суда от 18.03.2013 (судья Шестакова Л.П.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РИА "Спектр" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, Прокуратурой Курганской области подано заявление об оспаривании ненормативного акта с нарушением срока подачи такого заявления, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований прокуратуры.
Прокуратура Курганской области представила возражения на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ) определяется общий порядок распространения наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований этой статьи.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ рекламные конструкции не должны угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
На основании ч. 4 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника органом местного самоуправления муниципального района.
В силу ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы, в частности, средства наружной рекламы не должны быть размещены: над проезжей частью и обочинами дорог; ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов, и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.
Согласно п. 4 ст. 1 Правил установки рекламных конструкций в городе Кургане, утвержденных решением Курганской городской Думы от 20.08.2008 N 213 (далее - Правила), действующих в период выдачи обществу спорного разрешения, их соблюдение обязательно для исполнения всеми юридическими лицами, независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами при установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории города.
Как указано в подп. 1.4 п. 1 ст. 2 Правил, рекламные конструкции - щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта и используемые для распространения наружной рекламы.
На основании п. 2 ст. 4 Правил рекламные конструкции и их размещение должны отвечать нормам Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ и соответствовать установленным требованиям, в том числе, должны быть безопасны, спроектированы, смонтированы, изготовлены и установлены в соответствии с существующими строительными нормами и правилами, ГОСТами, ПЭУ, техническими регламентами и другими нормативными актами, содержащими требования для конструкций соответствующего типа.
В силу п. 3, 4, 5 ст. 4 Правил рекламные конструкции и места их размещения согласовываются в установленном порядке, в том числе, с государственной инспекцией безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г. Кургану в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Размещение рекламных конструкций в охранных зонах сооружений и коммуникаций должно быть согласовано с соответствующими службами. Требования согласующих инстанций к рекламным конструкциям и местам их размещения регламентируются нормативными правовыми актами. Рекламные конструкции и места их размещения считаются отвечающими требованиям Правил при наличии положительных заключений согласующих инстанций.
На основании ст. 5 Правил прием заявок, выдачу разрешений (или отказов в их выдаче) осуществляет Департамент. Для получения разрешения физическое или юридическое лицо, владелец рекламной конструкции и (или) собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, а также лицо, обладающее правом хозяйственного ведения, оперативного управления или иным вещным правом на такое имущество, или доверительный управляющий при условии, что договор доверительного управления не ограничивает его в совершении таких действий с соответствующим имуществом, подает в Департамент письменную заявку в двух экземплярах, с приложением документов, поименованных в перечне. Департамент в течение 7 дней проводит проверку сведений, указанных в заявке, исследует рекламное место (место, на котором предполагается установить или установлена и эксплуатируется рекламная конструкция, в т.ч. внешние стены, крыши и иные конструктивные элементы зданий, строений, сооружений, а также остановочные пункты движения общественного транспорта, участок улично-дорожной сети или садово-паркового хозяйства и т.п.), определяет площадь рекламного места, исходя из площади рекламной поверхности, осуществляет согласование с уполномоченными органами. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в Департамент. Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче с указанием оснований отказа направляется заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Разрешение оформляется в письменной форме.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществу "РосБизнесЦентр" выдан ордер-разрешение от 24.05.2007 N 356 на размещение рекламной конструкции по адресу: г. Курган, ул. Гоголя (м-н "Подарки") со сроком действия с 24.05.2007 по 24.05.2012, на основании которого между МУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" (арендодатель) и обществом "РосБизнесЦентр" (арендатор) заключен договор аренды муниципального рекламного места от 24.05.2007 N 110/07, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору рекламное место с общей площадью рекламного изображения 36 кв.м. по адресу: г. Курган, ул. Гоголя (м-н "Подарки") для размещения объекта наружной рекламы - отдельно стоящей рекламной конструкции.
22.09.2008 МУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" выдан обществу "Курганоптторг" ордер-разрешение от 24.05.2007 N 1160 на размещение рекламной конструкции по адресу: г. Курган, ул. Гоголя (м-н "Подарки") со сроком действия с 22.09.2008 по 22.09.2013.
22.09.2008 между МУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" (арендодатель) и обществом "Курганоптторг" (арендатор) заключен договор аренды муниципального рекламного места N 430/08/110/07, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору рекламное место с общей площадью рекламного изображения 36 кв.м. по адресу: г. Курган, ул. Гоголя (м-н "Подарки") для размещения объекта наружной рекламы - отдельно стоящей рекламной конструкции.
04.04.2011 между обществом "Курганоптторг" и обществом "РИА "Спектр" заключено соглашение об уступке права по договорам аренды муниципального рекламного места, согласно которому общество "Курганоптторг" передает, а общество "РИА "Спектр" принимает все права и обязанности по договорам аренды муниципальных рекламных мест, в том числе по договору аренды муниципального рекламного места N 430/08/110/07.
Общество "Курганоптторг" 11.04.2011 в адрес МУ "Городская инспекция по земельным отношениям г. Кургана" направлено уведомление о передаче прав и обязанностей по договору аренды муниципального рекламного места N 430/08/110/07 обществу "РИА "Спектр".
Департаментом 13.04.2011 обществу "РИА "Спектр" выдано разрешение N 195 на размещение рекламной конструкции по адресу: г. Курган, ул. Гоголя (м-н "Подарки") со сроком действия с 13.04.2011 по 13.04.2016.
В ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении наружной рекламы в г. Кургане прокурором, в присутствии старшего госинспектора Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г. Кургану установлен факт размещения обществом "РИА "Спектр" рекламной конструкции, не соответствующей требованиям ГОСТа Р 52044-2003, что создает угрозу безопасности дорожного движения и нарушает права граждан и юридических лиц.
По результатам проверки составлен акт от 30.08.2012.
При исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: разрешения на установку рекламной конструкции от 13.04.2011 N 195, акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 30.08.2012, справки о результатах проверки от 30.08.2012, фотоснимков, суды пришли к выводу о том, что спорная рекламная конструкция установлена с нарушением порядка получения разрешения на установку рекламной конструкции, поскольку на оспариваемом разрешении от 13.04.2011 N 195 не содержатся сведения о согласовании места расположения данной рекламной конструкции, в том числе с органами ГИБДД, кроме того, рекламная конструкция размещена с нарушением требований ГОСТа Р 52044-2003, что, как следствие создает угрозу безопасности дорожного движения и, соответственно, - экономической деятельности, связанной с осуществлением дорожного движения.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным разрешение от 13.04.2011 N 195 на установку рекламной конструкции, выданное обществу "РИА "Спектр" Департаментом.
В соответствии с ч. 21 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
Учитывая, что разрешение от 13.04.2011 N 195 на установку рекламной конструкции признано недействительным, суды правомерно указали на обоснованность требований Прокуратуры Курганской области о демонтаже рекламной конструкции согласно требованиям ч. 21 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Ссылка общества "РИА "Спектр" на пропуск Прокуратурой Курганской области срока для подачи заявления в суд, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку судами установлено, что в рассматриваемом случае прокурор, действуя в пределах своих полномочий, не имел возможности выявить описанные выше нарушения в течение трех месяцев со дня издания оспариваемого разрешения на установку рекламной конструкции и предпринял надлежащие меры прокурорского реагирования для устранения нарушений публичных интересов в разумный срок после выявления нарушений, при этом заявление в арбитражный суд подано прокуратурой в пределах трех месяцев со дня выявления нарушения.
Иные доводы общества "РИА "Спектр", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.03.2013 по делу N А34-5536/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламно-Информационное Агентство "Спектр" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 2 ст. 4 Правил рекламные конструкции и их размещение должны отвечать нормам Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ и соответствовать установленным требованиям, в том числе, должны быть безопасны, спроектированы, смонтированы, изготовлены и установлены в соответствии с существующими строительными нормами и правилами, ГОСТами, ПЭУ, техническими регламентами и другими нормативными актами, содержащими требования для конструкций соответствующего типа.
...
В соответствии с ч. 21 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
Учитывая, что разрешение от 13.04.2011 N 195 на установку рекламной конструкции признано недействительным, суды правомерно указали на обоснованность требований Прокуратуры Курганской области о демонтаже рекламной конструкции согласно требованиям ч. 21 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 октября 2013 г. N Ф09-9635/13 по делу N А34-5536/2012