Екатеринбург |
|
08 октября 2013 г. |
Дело N А50-20963/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Рябовой С.Э., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" (далее - общество "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз") на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.02.2013 по делу N А50-20963/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) с заявлением о признании решения от 13.07.2012 N 21/008/2012-707 об отказе в государственной регистрации права собственности незаконным, возложении обязанности на Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности заявителя на пожарные резервуары, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский р-н, Бродовский тракт, д. 11б (инв. N 35593), в установленный законом срок.
Решением суда от 26.02.2013 (судья Заляева Л.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 (судьи Панькова Г.Л., Скромова Ю.В., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 13, 17, 20, 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель кассационной жалобы считает, что непредставление доказательств создания основного объекта (производственного корпуса (I очередь) в рассматриваемом деле не имеет правого значения. По мнению заявителя, в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росреестра должно представить неоспоримые доказательства того, что спорные объекты недвижимости не имеют самостоятельного назначения, а также не являются вспомогательными по отношению к основному объекту - производственному корпусу (I очередь). Из ответа Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, как указывает заявитель, однозначно не следует, что спорные объекты - пожарные резервуары - являются элементом благоустройства территории и не имеют самостоятельного функционального назначения, а также не являются вспомогательными по отношению к производственному корпусу (I очередь). Общество "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" указывает на отсутствие мотивов, по которым суды не приняли во внимание документы, свидетельствующие о возможности самостоятельного использования пожарных резервуаров.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" является собственником земельного участка площадью 38 445 кв. м с кадастровым номером 59:01:4411058:107, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, Бродовский тракт, разрешенное использование: под промышленные предприятия и коммунально-складские организации III класса вредности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.09.2010 серии 59 ББ N 727469.
Ссылаясь на то, что на указанном земельном участке им созданы объекты недвижимости - два пожарных резервуара, Общество "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" 16.02.2012 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на них.
Согласно расписке Управления Росреестра в получении документов от 16.02.2012 на государственную регистрацию заявителем были представлены кадастровые паспорта на эти сооружения от 23.01.2012, выданные государственным унитарным предприятием "ЦТИ Пермского края", платежное поручение от 09.02.2012 N 166, доверенность от 29.08.2011 N 3303. А 28.02.2012 - декларация об объекте недвижимого имущества, что подтверждается распиской от 28.02.2012.
Государственная регистрация прав 01.03.2012 была приостановлена в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для совершения соответствующих регистрационных действий. 29.03.2013 государственная регистрация была приостановлена на основании заявления представителя заявителя.
В сообщении от 13.07.2012 N 21/008/2012-704-707 Управление Росреестра на основании абз. 2, 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав отказало в государственной регистрации права собственности на два пожарных резервуара, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский р-н, Бродовский тракт, д. 11б (инв. N 35593), указав, что право на объекты, которые не являются самостоятельными объектами недвижимого имущества, не является правом, подлежащим государственной регистрации, а также указав, что не были представлены документы, необходимые в соответствии с названным законом для государственной регистрации прав.
Общество "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз", полагая, что отказ Управления Росреестра является незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия его закону или иному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов именно того лица, которое обращается в арбитражный суд с соответствующими требованиями (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации прав государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В силу п. 1 ст. 13 указанного Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов, правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав).
В силу п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации прав).
Как следует из абз. 2, 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав, в государственной регистрации может быть отказано, в частности, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с данным Федеральным законом; не представлены документы, необходимые в силу названного Федерального закона для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 25 указанного Закона право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
При этом п. 1 ст. 25.3 того же Закона установлено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Из материалов дела следует, что общество "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз", ссылаясь на возведение им объектов недвижимости - двух пожарных резервуаров, обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о регистрации на них права собственности, представив кадастровые паспорта от 23.01.2012, выданные государственным унитарным предприятием "ЦТИ Пермского края".
Управлением Росреестра в целях устранения возникших сомнений, подлежат ли государственной регистрации права на спорные объекты, были направлены запросы в соответствующие компетентные органы по вопросам: являются ли указанные объекты самостоятельными объектами недвижимости, вводились ли они в эксплуатацию совместно с производственным комплексом (I очередь), в отношении которого было выдано разрешение на строительство, а также необходимо ли согласно действующему законодательству получение разрешения на ввод их в эксплуатацию.
Согласно поступившему ответу Департамента градостроительства и архитектуры города Перми проектной документацией, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "Стройинвест", шифр 282, работы по благоустройству территории, устройству проездов, проходов включены в перечень работ второго этапа строительства I очереди строительства производственного корпуса по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловской р-н, ул. Бродовский тракт, д. 11б. С заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию второго этапа I очереди строительства производственного корпуса застройщик не обращался.
В соответствии с имеющимся в Управлении Росреестра рабочим проектом указанного производственного корпуса, шифр 282, оборудование пожарных резервуаров предусмотрено в рамках противопожарных мероприятий проекта.
Поскольку из представленных на государственную регистрацию права собственности документов не следовало, что они являются вновь созданными объектами, на которые требуется разрешение на строительство, или объектами вспомогательного использования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали обществу "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на пожарные резервуары.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.02.2013 по делу N А50-20963/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Объединенные газопромышленные технологии "Искра-Авигаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации прав государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
...
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2013 г. N Ф09-9132/13 по делу N А50-20963/2012