Екатеринбург |
|
11 октября 2013 г. |
Дело N А50-2207/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Ященок Т.П.,
судей Василенко С.Н., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.05.2013 по делу N А50-2207/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения - Крашенинникова С.А. (доверенность от 08.11.2012 N 01-03/04/61333).
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7" (далее - поликлиника, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 11.12.2012 N 33 о возврате медицинской организацией суммы оплаченных услуг по талонам родовых сертификатов, необоснованно предъявленных к оплате.
Решением суда от 06.05.2013 (судья Катаева М.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 (судьи Гулякова Г.Н., Голубцов В.Г., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению учреждения, предъявленные к оплате шесть талонов N 1 к родовым сертификатам не подлежали оплате, поскольку имели место перерывы в наблюдении и ведения беременных женщин на амбулаторно-поликлиническом этапе менее 12 недель.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав представителя учреждения, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат исходя из следующего.
При исследовании материалов дела судами установлено, что в период с 14.11.2012 по 19.11.2012 учреждением проведена выездная проверка поликлиники по вопросу правильности выдачи родовых сертификатов и обоснованности предъявления к оплате талонов родовых сертификатов, в ходе которой установлено, что шесть из предъявленных к оплате талонов родовых сертификатов выданы при сроке непрерывного наблюдения и ведения беременной женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе менее 12 недель.
По результатам проверки составлена справка от 19.11.2012 N 157 и принято решение от 11.12.2012 N 33 о возврате медицинской организацией суммы в размере 18 000 руб. оплаченных услуг по талонам родовых сертификатов, необоснованно предъявленных к оплате, на банковский счет учреждения.
Действующим законодательством предусмотрено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем и виды бесплатной медицинской помощи определяются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
Амбулаторно-поликлиническая помощь в период беременности и родов оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования и включает в себя тот минимальный объем медицинской помощи, который необходимым для ее надлежащего оказания (постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782).
Одной из таких государственных программ является система родовых сертификатов, позволяющая оказать учреждениям здравоохранения дополнительную финансовую поддержку, стимулирующую их на оказание более качественных медицинских услуг.
Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Фонд социального страхования осуществляет в 2011, 2012 г.г. оплату учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3000 руб. за каждую женщину. Установление порядка, условий оплаты услуг осуществляются по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1233, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляют медицинским организациям средства на оплату счетов за оказанные услуги в размере 3000 руб. за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности.
В силу п. 9 Порядка и условий оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.02.2011 N 73н (далее - Порядок оплаты услуг; приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.02.2011 N 73н), оплата женским консультациям услуг по медицинской помощи, оказываемой женщине в период беременности, производится территориальным органом Фонда по месту нахождения женской консультации, выдавшей родовой сертификат, при условии постановки женщины на учет по беременности и последующего непрерывного наблюдения и ведения женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе данной женской консультацией не менее 12 недель на основании талона N 1 родового сертификата, представленного к оплате в порядке, установленном п. 13.
При этом для оплаты услуг по медицинской помощи медицинские организации ежемесячно, до 10 числа, представляют в территориальные органы Фонда счет на оплату с приложением талонов родовых сертификатов, подтверждающих оказание женщинам услуг по медицинской помощи в период беременности и соответствующих реестров талонов родовых сертификатов (п. 13 Порядка оплаты услуг).
Не подлежат оплате и направлению в территориальные органы Фонда талоны родовых сертификатов за услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам женской консультацией в период беременности, в частности, в случае несоблюдения условий, предусмотренных п. 9, а также за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования (подп. "а" и "г" п. 17 Порядка оплаты услуг).
Судами установлено, что в шести спорных талонах N 1 к родовым сертификатам, представленных учреждением в материалы дела, указаны даты постановки женщин на учет по беременности и родам и даты выдачи родовых сертификатов, согласно которым женщины были поставлены на учет по беременности и непрерывно наблюдались на амбулаторно-поликлиническом этапе женской консультацией не менее 12 недель.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив, в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, а также, учитывая положения п. 21 рекомендаций фонда социального страхования Российской Федерации по проведению проверок за обоснованностью предъявления к оплате талонов родовых сертификатов (от 06.02.2009 N 02-10/04-956), суды пришли к обоснованному выводу о том, что условие о непрерывности наблюдения и ведения женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе женской консультацией следует считать соблюденным тогда, когда с момента постановки на учет по беременности и до момента выдачи родового сертификата прошло не менее 12 недель.
При таких обстоятельствах судами обоснованно признано недействительным оспариваемое решение учреждения.
Судом апелляционной инстанции правомерно указано на несоответствие содержания справки от 19.11.2012 N 157 о проведенной проверке требованиям к оформлению результатов проверки, требованиям фонда социального страхования Российской Федерации, изложенным в рекомендациях от 06.02.2009 N 02-10/04-956 "Об осуществлении контроля за организацией учета, хранения, правильности выдачи и обоснованностью предъявления к оплате талонов родовых сертификатов".
Пунктом 28 раздела V указанных рекомендаций (оформление результатов проверки) предусмотрено, что описательная часть справки о проверке должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в хранении, учете и в правильности выдачи родовых сертификатов, обоснованности предъявления к оплате талонов родовых сертификатов в проверенном учреждении здравоохранения либо указание на отсутствие таковых. Справка не должна содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.
Судами установлено, что справка учреждения содержит указание лишь на нарушение п. 9 Порядка оплаты услуг с указанием дат явки женщин на прием, из чего учреждением сделан вывод об отсутствии непрерывности наблюдения.
При этом установление учреждением нарушения частоты посещений, определенных в Инструкции по организации работы женской консультации, утвержденной приказом Минздрава России от 10.02.2003 N 50, не свидетельствует о несоблюдении условия непрерывности наблюдения беременной женщины.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и, по сути, направлены на переоценку конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 06.05.2013 по делу N А50-2207/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2013 г. N Ф09-10655/13 по делу N А50-2207/2013