Екатеринбург |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А60-1802/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Свердловской области (ИНН: 6680000013); (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2013 по делу N А60-1802/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Широков А.Г. (доверенность от 09.01.2013 N 6), Серёдкина Н.Н. (доверенность от 11.10.2013 N 56), Гостюхина А.В. (доверенность 11.10.2013 N 55);
потребительского общества "Верхотурский коопромхоз" (далее - общество, налогоплательщик) - Сунцова Н.Л. (доверенность от 19.02.2013), Каменных Д.В. (доверенность от 23.08.2013).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.10.2012 N 10-17/49 в части доначисления налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (далее - НДС), единого социального налога (далее - ЕСН), налога на имущество организаций, начисления соответствующих сумм пени и штрафов.
Решением суда от 16.04.2013 (судья Гаврюшин О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (судьи Сафонова С.Н., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права (гл. 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и несоответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам. Инспекция отмечает, что её вывод о неправомерном применении обществом системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) сделан на основании технических паспортов, представленных в ходе выездной налоговой проверки, из которых не усматривается наличие границ, разделяющих торговую площадь на два объекта торговли, что также подтверждается показаниями свидетелей и протоколами осмотра. По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения выездной налоговой проверки общества составлен акт от 06.09.2012 N 10-17/48 и вынесено решение от 25.10.2012 N 10-17/49 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислены налоги, в том числе налог на прибыль организаций, НДС, ЕСН, налог на имущество организаций, соответствующие суммы пеней и штрафов.
Основанием для доначисления налогов по общей системе налогообложения послужили выводы инспекции о неправомерном применении обществом системы налогообложения в виде ЕНВД в результате занижения площадей торговых залов магазинов, находящихся по адресам: г. Верхотурье, ул. Ленина, д. 7; Верхотурский р-н, п. Привокзальный, ул. Советская, д. 17.
По мнению инспекции, общество осуществляет розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети (магазин) с площадью торгового зала, превышающей 150 кв. м, что подтверждается инвентаризационными и правоустанавливающими документами, в связи с чем не может применять систему налогообложения в виде ЕНВД.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 14.01.2013 N 1462/12 указанное решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о правомерном применении обществом специального налогового режима в виде ЕНВД в отношении спорных помещений.
Вывод судов является правильным, основан на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует законодательству.
Согласно подп. 6 п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде ЕНВД относится к числу специальных режимов налогообложения и может применяться при налогообложении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.
На основании ст. 346.27 Кодекса под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны. При этом под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Как указано в названной статье Кодекса, под магазином для целей гл. 26.3 Кодекса понимается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
В одном объекте недвижимости (здании, строении) может находиться несколько магазинов (объектов торговли), так как предусмотрена возможность использования под магазин части здания (строения).
При этом в силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, то есть фактически торговый зал.
Согласно подп. 4, 5 п. 2 ст. 8 названного Федерального закона хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля), тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект).
Таким образом, действующее законодательство не исключает наличие двух и более объектов организации торговли в одном здании (строении), а хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют специализацию торговли и тип торгового объекта, понятия которых приведены в Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ 51303-99 "Торговля. Термины и определения".
В силу п. 3 ст. 346.29 Кодекса для исчисления суммы ЕНВД в отношении торговли через объекты торговой сети, имеющие торговые залы, в качестве физического показателя используется площадь торгового зала (в квадратных метрах).
Под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст. 346.27 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Из смысла данных норм следует, что обязательным признаком отнесения площадей к категории "площадь торгового зала" и учета при исчислении ЕНВД является фактическое использование площади при осуществлении торговли.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в проверяемом периоде общество осуществляло деятельность по розничной торговле через магазины "Уралочка", "Уют", "Промтовары", "Золотой теленок", расположенные по адресам: г. Верхотурье, ул. Ленина, д. 7; Верхотурский р-н, п. Привокзальный, ул. Советская, д. 17.
Согласно техническим паспортам на объекты недвижимости, пояснениям налогоплательщика, а также представленным фотоматериалам используемых помещений, расположенных в одном объекте недвижимости, помещения разных магазинов отделены друг от друга, имеют отдельные входы, четкие границы, отдельные вывески, свой режим работы, свой ассортимент реализуемых товаров, свой персонал. В каждом из магазинов, расположенных в одном объекте недвижимости, налогоплательщиком установлена отдельная контрольно-кассовая техника, ведется отдельный учет доходов.
На основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств суды сделали вывод о том, что каждое из спорных помещений является самостоятельным объектом торговли.
Доказательств, подтверждающих фактическое использование обществом в проверяемый период торговой площади в размере, указанном в оспариваемом решении, инспекцией не представлено.
Доводы инспекции об отсутствии в техническом паспорте, представленном бюро технической инвентаризации, сведений о наличии перегородки, разделяющей помещения на два объекта, признаны судом апелляционной инстанции необоснованными. Отсутствие таких сведений в техническом паспорте не свидетельствует о фактическом отсутствии этой перегородки, поскольку в материалах дела имеются иные доказательства, в совокупности подтверждающие размер фактически используемой для осуществления торговли площади торгового зала. Кроме того, в техническом паспорте, имеющемся у налогоплательщика, наличие перегородки зафиксировано с 2005 года, о том, что в документах, находящихся в бюро технической инвентаризации, содержатся иные сведения, общество не знало. О фальсификации представленных налогоплательщиком доказательств в порядке ст. 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекцией ни в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде не заявлено.
Довод заявителя жалобы о том, что судом апелляционной инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, является несостоятельным, поскольку невозможность представления дополнительных доказательств в суд первой инстанции по уважительным причинам налоговый орган не обосновал.
Оснований для переоценки указанных выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2013 по делу N А60-1802/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с абз. 24 ст. 346.27 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
По мнению налогового органа, вывод о неправомерном применении системы налогообложения в виде ЕНВД обоснованно сделан на основе данных технических паспортов, предоставленных бюро инвентаризации, из которых не усматривается наличие границ, разделяющих торговую площадь на два объекта торговли.
Суд доводы налогового органа признал несостоятельными.
Налогоплательщик в проверяемый период осуществлял деятельность по розничной торговле через магазины.
В целях исчисления ЕНВД в отношении торговли через торговые залы применяется физический показатель "площадь торгового зала", фактически используемая при осуществлении торговли.
Все магазины расположены на территории одного объекта недвижимости. В каждом из магазинов, расположенных в одном объекте недвижимости, налогоплательщиком установлена отдельная ККТ. Ведется отдельный учет доходов.
Согласно техническим паспортам на объект недвижимости, а также представленным фотоматериалам помещения разных магазинов отделены друг от друга, имеют отдельные входы, четкие границы, отдельные вывески, свой ассортимент продукции, свой режим работы.
Отсутствие в техническом паспорте сведений о наличии перегородки, разделяющей помещения на два объекта, не свидетельствует о фактическом отсутствии этой перегородки.
Кроме того, в техническом паспорте, имеющимся у налогоплательщика, наличие перегородки зафиксировано с 2005 года. О том, что в документах, находящихся в бюро технической инвентаризации, содержатся иные сведения, он не знал.
На основании вышеизложенного суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2013 г. N Ф09-10955/13 по делу N А60-1802/2013