Екатеринбург |
|
25 октября 2013 г. |
Дело N А60-1427/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Смирнова А.Ю., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 по делу N А60-1427/2013 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества Группа Синара (далее - общество Группа Синара) - Газизова В.Р. (доверенность от 01.01.2013 N 52/13).
Общество с ограниченной ответственностью "Проектное Строительное предприятие Металлон" (далее - общество "ПСП Металлон") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу "ПСП Металлон" на праве собственности:
- здание тарно-модельного цеха с пристроем и сетями (литера ЭЭЭ),
- здание склада цеха комплектации продукции (литера ИИИИ),
- здание восточной проходной (литера АААА),
- здание охраны (литера ЯЯЯ),
- здание склада стале-чугунолитейного цеха (ящичной тары) (литера ЕЕЕЕ),
- здание склада цеха комплектации продукции (литера ЖЖЖЖ),
- железнодорожные пути (литера I, учетный участок 22),
- забор по периметру завода (литера XLI, учетный участок 2, протяженность 156,0 м),
- забор по периметру завода (литера XLI, учетный участок 2, протяженность 44 м); об обязании администрации утвердить и выдать схему расположения земельного участка, формируемого под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество Группа Синара, закрытое акционерное общество "Уральский турбинный завод", закрытое акционерное общество "УралМедиаГрупп", закрытое акционерное общество "Производственно-коммерческая фирма "Росметалл", общество с ограниченной ответственностью "Урал-Актив", Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Муниципальные электрические сети", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Проммаштехнология", Гимадиев Борис Кашафович, Павлов Анатолий Яковлевич, Павлов Виталий Анатольевич, Павлова Светлана Вениаминовна, открытое акционерное общество "Синара-Транспортные Машины".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2013 (судья Парамонова В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 (судьи Скромова Ю.В., Зеленина Т.Л., Голубцова Ю.А.) решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным изложенный в письме от 14.11.2012 N 21.12-09/7728 отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости. На администрацию возложена обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка, формируемого под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю.
В кассационной жалобе администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции п. 1, 4 ст. 11.2, ст. 11.3, 29, п. 1, 3, 5, 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 13, 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ). Заявитель полагает, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выдается в случае, когда местоположение формируемого в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельного участка относительно иных объектов, расположенных на соответствующей территории, не определено. Между тем границы земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110002:40 утверждены, поэтому выполнение и утверждение схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане территории не требуется. По мнению администрации, решение о преобразовании земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110002:40 путем выдела из него земельного участка под принадлежащими заявителю объектами не может быть заменено решением администрации о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заявитель также отмечает, что при отсутствии доказательств делимости указанного земельного участка основания для утверждения схемы расположения земельного участка у администрации отсутствовали. Кроме того, администрация указывает на отсутствие у нее полномочий на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку распоряжение данными земельными участками в настоящее время осуществляет Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Как следует из материалов дела, общество "ПСП Металлон" является собственником следующих объектов недвижимости: здание тарно-модельного цеха с пристроем и сетями (литера ЭЭЭ); здание склада цеха комплектации продукции (литера ИИИИ); здание восточной проходной (литера АААА); здание охраны (литера ЯЯЯ); здание склада стале-чугунолитейного цеха (ящичной тары) (литера ЕЕЕЕ); здание склада цеха комплектации продукции (литера ЖЖЖЖ); железнодорожные пути (литера I, учетный участок 22); забор по периметру завода (литера XLI, учетный участок 2, протяженностью 156 м), забор по периметру завода (литера XLI, учетный участок 3, протяженностью 44 м), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.02.2012.
Указанные объекты недвижимости расположены по адресу: г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, 18 (территория бывшего Турбомоторного завода), на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0110002:40 и разрешенным использованием "для промышленных нужд".
Общество "ПСП Металлон" обратилось к администрации с заявлением от 22.06.2012 о выполнении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под находящимися в собственности общества объектами недвижимости.
Письмом от 14.11.2012 N 21.13-09/7728 администрация отказала заявителю в изготовлении и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на том основании, что земельный участок, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости, а также объекты недвижимости, принадлежащие другим лицам, сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 66:41:0110002:40, в связи с чем выполнение и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не требуется. Администрация также указала на возможность предоставления земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора либо в общую долевую собственность по совместному обращению всех собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на данном земельном участке.
Полагая, что отказ администрации в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, на котором находится принадлежащие заявителю объекты недвижимости, нарушает права и законные интересы общества "ПСП Металлон", последнее обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о том, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выдается в случае, когда местоположение формируемого в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельного участка относительно иных объектов, расположенных на соответствующей территории, не определено. Указав, что на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0110002:40 кроме принадлежащих заявителю зданий имеются также объекты недвижимого имущества, принадлежащие другим лицам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае формирование испрашиваемого земельного участка возможно только в порядке согласования его границ, расположения и площади со смежными землепользователями. Кроме того, суд первой инстанции отметил, что решение о преобразовании земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110002:40 путем выдела из него земельного участка под объектами заявителя не может быть заменено решением администрации о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса, за исключением указанных в названном пункте случаев.
В силу п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Из содержания ст. 22, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что для проведения кадастрового учета образуемого земельного участка необходимо предоставление межевого плана, который изготавливается на основании утвержденной органом муниципального образования схемы расположения земельного участка.
Если на земельном участке находится несколько объектов недвижимости, собственниками которых являются разные лица, то при реализации одним из собственников объекта недвижимости преимущественного права на выкуп земельного участка и при разделе (выделе) исходного земельного участка обращение его за схемой расположения земельного участка в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не исключается. При этом то обстоятельство, поставлен ли исходный земельный участок на кадастровый учет и определены ли его границы, не имеет правового значения и не влияет на необходимость формирования выкупаемого земельного участка в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что общество "ПСП Металлон" обратилось в администрацию с просьбой выполнить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории под принадлежащими заявителю объектами недвижимости, расположенными по адресу: г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, 18, а также заключить договор купли-продажи земельного участка под указанными объектами.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0110002:40 сфорирован и поставлен на кадастровый учет.
Из заключения землеустроительной экспертизы N Ю-109/12 следует, что исходный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0110002:40 не является неделимым, так как формирование испрашиваемого земельного участка из исходного земельного участка возможно. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, администрацией не представлено (ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что общество "ПСП Металлон" как лицо, обладающее исключительным правом на выкуп земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости, вправе было обратиться к администрации с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, формируемого под принадлежащими обществу объектами недвижимости. При этом сведений о том, что испрашиваемый обществом участок сформирован, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ администрации в утверждении и выдаче схемы земельного участка по той причине, что исходный земельный участок, из которого общество просит сформировать земельный участок под объекты недвижимости, поставлен на кадастровый учет, является незаконным и нарушает права общества "ПСП Металлон" на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости.
С учетом изложенного отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0110002:40 сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Ссылка администрации на то, что решение о преобразовании земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110002:40 путем выдела из него земельного участка под объектами заявителя не может быть заменено решением администрации о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, является необоснованной. С учетом положений п.2 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и формирование земельного участка предшествует принятию уполномоченным органом решения о преобразовании земельного участка.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у администрации полномочий на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отклоняется, поскольку в рамках настоящего дела не рассматривается вопрос о предоставлении спорного земельного участка. Выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории относится к полномочиям органа местного самоуправления (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 по делу N А60-1427/2013 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Из содержания ст. 22, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что для проведения кадастрового учета образуемого земельного участка необходимо предоставление межевого плана, который изготавливается на основании утвержденной органом муниципального образования схемы расположения земельного участка.
Если на земельном участке находится несколько объектов недвижимости, собственниками которых являются разные лица, то при реализации одним из собственников объекта недвижимости преимущественного права на выкуп земельного участка и при разделе (выделе) исходного земельного участка обращение его за схемой расположения земельного участка в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не исключается. При этом то обстоятельство, поставлен ли исходный земельный участок на кадастровый учет и определены ли его границы, не имеет правового значения и не влияет на необходимость формирования выкупаемого земельного участка в установленном законом порядке.
...
Ссылка администрации на то, что решение о преобразовании земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110002:40 путем выдела из него земельного участка под объектами заявителя не может быть заменено решением администрации о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, является необоснованной. С учетом положений п.2 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и формирование земельного участка предшествует принятию уполномоченным органом решения о преобразовании земельного участка.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у администрации полномочий на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отклоняется, поскольку в рамках настоящего дела не рассматривается вопрос о предоставлении спорного земельного участка. Выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории относится к полномочиям органа местного самоуправления (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 октября 2013 г. N Ф09-10570/13 по делу N А60-1427/2013