Екатеринбург |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А60-8466/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Пановой Л.А.,
судей Сирота Е.Г., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики населения Министерства социальной политики населения Свердловской области по городу Ревде (ИНН: 6627005915, ОГРН: 1026601644630; далее - Управление социальной политики) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2013 по делу N А60-8466/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления социальной политики - Гальченко Е.В. (доверенность от 23.10.2013 N 29);
общества с ограниченной ответственностью "Городской специализированный комплекс ритуальных услуг "Габбро" (далее - общество "Габбро") - Дорошенко В.Е. (доверенность от 10.01.2013).
Общество "Габбро" (ИНН: 6674359365, ОГРН: 1106674012873) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению социальной политики о взыскании 687 707 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку надгробия на месте погребения Героя Социалистического Труда - Бетехтина Вадима Ефимовича.
Определением суда от 22.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Бетехтина Зухра Шамсуновна.
Решением суда от 23.05.2013 (судья Воротилкин А.С.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 (судьи Григорьева Н.П., Виноградова Л.Ф., Суслова О.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление социальной политики просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель ссылается на несоответствие размеров изготовленного надгробия установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 образцам, что исключает оплату его изготовления и установки за счет средств федерального бюджета. По мнению подателя жалобы, пункты 1.1, 3.2 договора от 04.07.2011 N 896 ничтожны по основаниям, предусмотренным ст. 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку содержание данных пунктов не соответствует требованиям закона и иных нормативных актов. Кроме того, заявитель возражает против взыскания с него расходов по уплате государственной пошлины.
Как установлено судами при рассмотрении спора и следует из материалов дела, между обществом "Габбро" (исполнитель) и Бетехтиной З.Ш. (заказчик) заключен договор на выполнение и оплату работ по изготовлению и установке надгробия от 04.07.2011 N 896, по условиям которого заказчик поручает и принимает работу по изготовлению и установке надгробия, а исполнитель обязуется изготовить и установить на могиле умершего Героя Социалистического Труда - Бетехтина В.Е., надгробие, установленного Правительством Российской Федерации образца за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы" (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 3.1 данного договора стоимость изготовления и установки надгробия составляет 687 707 руб.
Согласно п. 3.2 названного договора оплата за изготовление и установку памятника на месте погребения умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда - Бетехтина В.Е., производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического труда и Полного кавалера ордена Трудовой Славы" за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации, а также в соответствии с законом Российской Федерации от 23.07.2008 N 160-ФЗ в Федеральный закон от 19.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда" и постановлением Правительства Свердловской области от 24.06.2008 N 635-ПП "Об организации оказания мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Полным кавалерам Ордена Славы, Героям социалистического труда и Полным Кавалерам ордена трудовой Славы, общественным благотворительным объединениям (организациям) создаваемым Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации, Полными Кавалерами Ордена Славы, Героями социалистического труда и Полными Кавалерами ордена трудовой Славы, на территории Свердловской области".
Срок выполнения работ согласован сторонами в разделе 4 указанного договора.
Выполнение работ по договору начинается с момента его подписания и заканчивается 30.10.2012 (п. 4.1 договора от 04.07.2011 N 896).
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что умерший Бетехтин В.Е. является Героем Социалистического Труда.
Факт выполнения обществом "Габбро" работ по изготовлению и установке надгробия удостоверен актом сдачи-приемки выполненных работ от 16.11.2011, подписанный Бетехтиной З.Ш. без замечаний.
Общество "Габбро" направило в адрес Управления социальной политики как к лицу, уполномоченному государством на выплату компенсационных расходов, письмо с просьбой возместить расходы на погребение.
Управление социальной политики письмом от 24.11.2011 N 3674-02 отказало обществу "Габбро" в возмещении данных расходов со ссылкой на изменение порядка организации изготовления и сооружения надгробий на могилах умерших Героев Социалистического Труда, установленных постановлением Правительства Свердловской области от 03.08.2011 N 1011-ПП, и отсутствие заявления Бетехтиной З.Ш. об организации изготовления и сооружения надгробий на могиле умершего.
Отказ Управления социальной политики возместить расходы, понесенные на изготовление и сооружение памятника, послужил основанием для обращения общества "Габбро" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, исходил из доказанности истцом факта несения расходов на изготовление надгробного памятника и его установку и обязанности ответчика принимать и оплачивать все предоставляемые от являющихся заказчиками родственников умерших либо иных уполномоченных лиц документы на изготовление надгробий.
Суд апелляционной инстанции поддержал изложенные в решении выводы суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно положениям ст. 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы" финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации в лице его территориальных органов в субъектах Российской Федерации.
Ограничений по выбору заказчиком изготовителя надгробного памятника действующее законодательство не содержит.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, из содержания указанных норм права следует, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.06.2008 N 635-ПП полномочия по оплате услуг предприятиям, организациям, осуществившим бесплатное захоронение умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда возложены на территориальные управления социальной защиты населения.
Таким образом, уполномоченным органом по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Возмещение затрат производится за счет средств казны федерального бюджета.
Факт выполнения работ, предусмотренных условиями договора от 04.07.2011 N 896, подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 16.11.2011.
Поскольку доказательств возмещения расходов по оплате стоимости оказанных услуг Управлением социальной политики не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные обществом "Габбро" исковые требования.
Довод заявителя жалобы о несоответствии размеров изготовленного надгробия установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 образцам судом кассационной инстанции отклоняется.
Согласно п. 4 названного постановления Правительства дополнительные расходы, связанные с изменением установленного п. 1 постановления образца надгробия в части, касающейся превышения его максимальных размеров, и, следовательно, с увеличением стоимости его изготовления и установки, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
Таким образом, несоответствие размеров установленного надгробия, размерам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740, не является основанием для исключения возмещения затрат, связанных с его сооружением и установлением, а является лишь основанием для оплаты этих расходов как дополнительных семьей умершего (погибшего) Героя, при этом, данное положение распространяется только на случаи превышения размеров, установленных в данном постановлении. Следовательно, сооружение и установление надгробия размеры которого не превышают установленные законом, постановлению Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 не противоречат.
Возражения заявителя, касающиеся ничтожности п. 1.1, 3.2 договора от 04.07.2011 N 896, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и правомерно им отклонены.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованное взыскание с него расходов по уплате государственной пошлины подлежит отклонению.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", действующее законодательство не предусматривает освобождения государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, судебные расходы распределяются в порядке, предусмотренном гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом подп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем при решении вопроса о распределении судебных расходов по делу не подлежит применению подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий льготы по уплате государственной пошлины для органов государственной власти, которые выступают в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Названная правовая норма предусматривает льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды и не определяет порядок распределения судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела. Наличие у Управления социальной политики льготы по уплате госпошлины по делам, в которых он принимает участие в качестве истца или ответчика, не влияет на порядок взыскания судебных расходов, установленный в ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Взыскание государственной пошлины в данном случае возлагает на последнего обязанность не по ее уплате в бюджет, а по компенсации заявителю денежных средств, равных понесенным им судебным расходам, от уплаты которых ответчик не освобожден.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о взыскании с Управления социальной политики в пользу истца 16 754 руб. 14 коп. в возмещение судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением настоящего дела, соответствует нормам процессуального права и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2013 по делу N А60-8466/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики населения Министерства социальной политики населения Свердловской области по городу Ревде - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Панова |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям ст. 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы" финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации в лице его территориальных органов в субъектах Российской Федерации.
...
Довод заявителя жалобы о несоответствии размеров изготовленного надгробия установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 образцам судом кассационной инстанции отклоняется.
Согласно п. 4 названного постановления Правительства дополнительные расходы, связанные с изменением установленного п. 1 постановления образца надгробия в части, касающейся превышения его максимальных размеров, и, следовательно, с увеличением стоимости его изготовления и установки, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
Таким образом, несоответствие размеров установленного надгробия, размерам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740, не является основанием для исключения возмещения затрат, связанных с его сооружением и установлением, а является лишь основанием для оплаты этих расходов как дополнительных семьей умершего (погибшего) Героя, при этом, данное положение распространяется только на случаи превышения размеров, установленных в данном постановлении. Следовательно, сооружение и установление надгробия размеры которого не превышают установленные законом, постановлению Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 не противоречат.
...
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", действующее законодательство не предусматривает освобождения государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2013 г. N Ф09-10944/13 по делу N А60-8466/2013