Екатеринбург |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А76-16935/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2013 по делу N А76-16935/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительными предписаний от 08.08.2012 N 153/3/18-20 и N 153/4/24-27 (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, а также частичного отказа от иска).
Решением суда от 11.04.2013 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением от 11.06.2013 (судьи Костин В.Ю., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении требований заявителя в полном объеме, ссылаясь на отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки, а также недоказанность нарушений, указанных в оставленных судами в силе пунктах оспариваемых предписаний.
Как следует из материалов дела, управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации по вопросам соблюдения требований законодательства в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью исполнения Указа Президента РФ от 17.07.2012 N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае" (далее - Указ N 1015) и поручения Председателя Правительства РФ от 18.07.2012 N ДМ-П4-4073 (далее - Поручение N ДМ-П4-4073), по результатам которой заявителю выданы оспариваемые предписания.
Не согласившись с указанными предписаниями, администрация обратилась в суд.
Изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено, что в соответствии с предписанием N 153/3/18-20 заявителю предписано в срок до 10.10.2013 устранить следующие нарушения:
1. Не создан постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС: (входит в состав органов управления). Создать постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС (входит в состав органов управления).
2. Не назначены полномочия должностного лица (структурного подразделения), уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны. Назначить должностное лицо (структурного подразделения), уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны.
3. Не создан орган повседневного управления единой системой РСЧС (входит в состав органов управления). Создать орган повседневного управления единой системой РСЧС: (входит в состав органов управления).
4. Отсутствует система оповещения населения об опасностях, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обеспечить системой оповещения население об опасностях, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. Отсутствует план гражданской обороны. Разработать план гражданской обороны.
6. Отсутствует план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год. Разработать план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год.
7. Отсутствует план КЧС органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Разработать план КЧС органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
8. Отсутствует план эвакуации. Разработать план эвакуации.
9. Не спланированы и не проведены первоочередные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации. Спланировать и провести первоочередные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации.
10. Не создано содержание в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Обеспечить содержание в целях гражданской обороны запасами продовольствия, медицинскими средствами, индивидуальной защитой и иными средствами.
11. Не создано оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности. Обеспечить оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организации их деятельности.
12. Не пройдено обучение (повышение квалификации) руководителем органа местного самоуправления. Пройти обучение (повышение квалификации) руководителем органа местного самоуправления.
13. Не пройдено обучение должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны. Пройти обучение должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны.
14. Не проведено обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население). Провести обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население).
15. Не проведено обучение с лицами, не занятыми в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население).
Провести обучение с лицами, не занятыми в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население).
16. Не обеспечены работники органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты.
- инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны.
- план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки.
Обеспечить работников органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты.
- инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны.
- план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки.
17. Не организовано накопление, освежение средств индивидуальной защиты.
- наличие графика (плана) накопления, освежения средств индивидуальной защиты. Организовать накопление, освежение средств индивидуальной защиты, наличие графика (плана) накопления, освежения средств индивидуальной защиты.
18. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности. Обеспечить работников органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности.
19. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников. Обеспечить работников органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников.
20. Не создано содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения. Обеспечить содержание и организовать деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.
В соответствии с предписанием N 153/3/24-27 заявителю предписано в срок до 10.10.2013 устранить следующие нарушения:
1. Не создан постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС: (входит в состав органов управления). Создать постоянно действующего органа управления единой системой РСЧС: (входит в состав органов управления).
2. Не назначено лицо, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны. Назначить лицо, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны.
3. Отсутствует координационный орган единой системы РСЧС: (входит в состав органов управления). Разработать координационные органы единой системы РСЧС: (входит в состав органов управления).
4. Отсутствует положения о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности. Разработать положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
5. Отсутствует орган повседневного управления единой системой РСЧС: (входит в состав органов управления). Разработать орган повседневного управления единой системой РСЧС: (входит в состав органов управления).
6. Отсутствует система оповещения населения об опасностях при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обеспечить системой оповещения населения об опасностях при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7. Отсутствует паспорт безопасности муниципального образования. Разработать паспорт безопасности муниципального образования.
8. Отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Разработать план действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
9. Отсутствует план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год. Разработать план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012 год.
10. Отсутствует план звеньев территориальной подсистемы РСЧС. Разработать план звеньев территориальной подсистемы РСЧС.
11. Отсутствует план эвакуации. Разработать план эвакуации.
12. Не проводятся первоочередные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций. Провести первоочередные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций.
13. Не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создать резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Не пройдено обучение (повышение квалификации) руководителем органа местного самоуправления. Пройти обучение (повышение квалификации) руководителем органа местного самоуправления.
15. Не пройдено обучение (повышение квалификации) членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, должностными лицами. Пройти обучение (повышение квалификации) членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности, должностными лицами.
16. Не пройдено прохождение обучения должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны. Пройти обучение должностными лицами (должностным лицом) структурных подразделений, уполномоченных (уполномоченного) на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны.
17. Не пройдено обучение (повышение квалификации) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы. Пройти обучение (повышение квалификации) руководителем и специалистами дежурно-диспетчерской службы.
18. Не проведено обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население). Пройти обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население).
19. Не проведено обучение с лицами, не занятыми в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население). Пройти обучение с лицами, не занятыми в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население).
20. Не проведено командно-штабное учение (штабная тренировка) по действиям при возникновении ЧС. (в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года). Провести командно-штабное учение (штабная тренировка) по действиям при возникновении ЧС. (в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года).
21. Не проведено тактико-специальное учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год). Провести тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований. (с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год).
22. Не проведены комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС. (1 раз в 3 года в муниципальных образованиях). Провести комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС. (1 раз в 3 года в муниципальных образованиях).
23. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты. Обеспечить работников органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты.
24. Не организовано накопление, освежение средств индивидуальной защиты. Организовать накопление, освежение средств индивидуальной защиты.
25. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности. Обеспечить работников органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности.
26. Не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников. Обеспечить работников органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников.
27. Не создано содержание и не организована деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения. Обеспечить содержание и организовать деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.
Рассмотрев доводы администрации по существу, суды пришли к выводу о правомерности требований заявителя в части пунктов 1, 2, 3, 7, 8, 9, 11, 17 оспариваемого предписания 08.08.2012 N 153/3/18-20 и пунктов 2, 4, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 25, 26 предписания от 08.08.2012 N 153/4/24-27.
В остальной части заявленных требований суды не усмотрели правовых оснований для их удовлетворения.
Из системного толкования ч.1 ст. 198, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Как следует из текста кассационной жалобы, администрация не согласна с пунктами 3, 5, 6, 8, 11 предписания N 153/4/24-27, а также с п. 4 предписания N 153/3/18-20, ссылаясь на отсутствие у нее обязанности по выполнению отмеченного. Кроме того считает, что Указ N 1015 не может являться основанием для проведения такой проверки в отношении администрации.
Рассмотрев доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2012 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки может являться в том числе приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
В данном случае судами установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для проведения проверки являлся Приказ Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.07.2012 N 427, изданный на основании Указа N 1015 и принятого в соответствии с ним Поручения N ДМ-П4-4073.
Таким образом, судами правомерно отмечена законность проводимой проверки, соответствующий довод кассационной жалобы с учетом изложенного, подлежит отклонению.
В соответствии с п. 11 Указа N 1015 Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ( далее - МЧС РФ) предписано во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16.08.2012 проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
Поручением N ДМ-П4-4073 МЧС России в числе иных органов обеспечить совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями реализацию положений Указа N 1015.
Приказом Министра МЧС РФ от 18.07.2012 N 427 в числе прочего поручено осуществить меры по проверке готовности систем оповещения населения, проверить в установленном порядке готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по оповещению и эвакуации населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
С учетом изложенного отклоняются доводы заявителя жалобы об отсутствии у него обязанности по выполнению пунктов 3, 5, 6, 8, 11 предписания N 153/4/24-27, а также п. 4 предписания N 153/3/18-20.
В этой связи суды обоснованно не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований в оспоренной части.
Суд кассационной инстанции отмечает, что судами при рассмотрении настоящего спора правильно применены нормы материального и процессуального права, верно установлены юридически значимые обстоятельства, а все возражения администрации основаны на ином толковании норм материального права, которое не следует из их содержания.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы администрации не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2013 по делу N А76-16935/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2013 по делу N А76-16935/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2013 по тому же делу.
...
Администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительными предписаний от 08.08.2012 N 153/3/18-20 и N 153/4/24-27 (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, а также частичного отказа от иска).
...
Постановлением от 11.06.2013 (судьи Костин В.Ю., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
...
Из системного толкования ч.1 ст. 198, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2013 г. N Ф09-9776/13 по делу N А76-16935/2012
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9776/13
26.09.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9776/13
11.06.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4796/13
11.04.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-16935/12